23 дек. 2013 г.

Что скрывают теплокоммунэнерго и водоканалы?

Каждую осень и зиму по всей Украине начинается печальный подсчет аварий в жилищно-коммунальном хозяйстве: рвутся теплотрассы, мерзнут люди, прекращается подача горячей воды (если горячая вода вообще была доступна в теплые месяцы).

Чиновники и коммунальщики обычно жалуются на недостаток средств, задержку выплат из центрального или местного бюджетов.

Вместе с тем, слишком часто руководители предприятий, поставляющих воду и тепло миллионам украинцев, разъезжают в дорогих машинах и совсем не похожи на менеджеров полу обанкротившихся предприятий. Как правило, эти авто они покупают не за собственные деньги, а за средства предприятий в рамках государственных закупок.

Законодательное чудо, о котором почти никто не знает

А возможно ли вообще проконтролировать закупки поставщиков воды и тепла? После того, как летом 2012 года «региональное» большинство Верховной Рады Украины отменило обязанность коммунальных предприятий обнародовать информацию об их закупках за собственные средства, подавляющее большинство журналистов и заинтересованных граждан считает, что доступ к этой информации закрыт.

Но это не так! Тем же летом парламент принял закон «Об особенностях закупок в отдельных сферах хозяйственной деятельности». Он ввел специальный режим прозрачности закупок естественных монополий, включая предприятия, которые предоставляют гражданам наиболее распространенные коммунальные услуги – поставка воды и тепла.

Согласно ему, если закупки осуществляются компаниями за бюджетные средства, они должны отчитываться о них, как и органы власти (публиковать данные о каждой закупке в открытом доступе на веб-портале tender.me.gov.ua).

Однако если предприятия осуществляют закупки за собственные средства, то они должны обнародовать информацию только о закупках, стоимость которых выше 5 млн грн (для товаров и услуг) и 10 млн грн (работы). Понятно, что стоимость подавляющего большинства закупок поставщиков коммунальных услуг является ниже этих порогов.

Подписывайтесь на аккаунт "КОМПРОМАТ" в Twitter

Итак, тупик?

Совсем нет. Закон обязывает монопольных поставщиков обнародовать на упомянутом веб-портале годовые планы закупок. Планы должны отражать запланированные закупки как за бюджетные, так и за собственные средства.

Более того, коммунальные монополисты ежеквартально должны публиковать на тендерном веб-портале отчет обо всех проведенных закупках (предмет, цена закупки, поставщик предмета закупки и т.д.). Это требование распространяется на все закупки, начиная с одной копейки. Чтобы это требование заработало на практике, Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) должно было внести изменения и утвердить соответствующие формы отчетности.

Следует добавить, что все выше приведенные требования касаются как предприятий в собственности или под контролем органов власти, так и частных поставщиков (ООО, АО, ЗАО и т.д.). Единственное условие: Антимонопольный комитет Украины должен установить, что предприятие относится к естественной монополии (перечень субъектов естественных монополий размещается на сайте АМКУ).

Выполняют монопольные поставщики тепла и воды законодательные требования?

А вот с выполнением законодательства в монопольных поставщиков серьезные проблемы.

Среди коммунальных/государственных предприятий, которые монопольно поставляют украинцам воду, треть не обнародовали годовые планы на 2013 и более двух третей – отчеты за первый и второй кварталы текущего года, согласно результатам мониторинга Центра политических студий и аналитики.

Весь объем информации (план и отчеты за два квартала) обнародовало лишь каждое пятое предприятие. Четверть предприятий не обнародовали ни один из указанных документов.

Среди частных предприятий ситуация еще хуже: 80-90% не обнародовали планы или отчеты. Только одна компания обнародовала весь объем документов. Это ОАО «Киевводоканал».

Подобная же картина наблюдается и среди теплокоммунэнерго.

Половина коммунальных и государственных предприятий в этой отрасли не обнародовали ни одного из указанных документов. Только каждое десятое предприятие обнародовало весь объем информации.

Как и в случае с водопоставщиком, уровень соблюдения требований закона среди «частников» значительно ниже. Почти 80% не обнародовали ни один документ. Только два предприятия обнародовали весь объем информации. Это арендное предприятие «Крымтеплокоммунэнерго» и ОАО «Центрэнерго».

Таким образом, результаты мониторинга ЦПСА свидетельствуют о крайне неудовлетворительном состоянии обнародования монопольными поставщиками воды и тепловой энергии базовых документов о своих закупках в первой половине 2013 года.

Каковы причины такого вопиющего игнорирования законодательных требований? Кроме обычного украинского «законы делаются для того, чтобы их не выполнять»…

Значительную долю вины несет Министерство экономического развития и торговли. Оно является ключевым регулятором сферы государственных закупок. Требование по отчетности в законе выписана нечетко: «заказчик обязан по результатам осуществления закупки … обнародовать отчет о результатах осуществления закупки в порядке и сроки, определены законом Украины “Об осуществлении государственных закупок”. Форма отчета о результатах осуществления закупки утверждается Уполномоченным органом…» (часть 3 статьи 4).

Некоторые заказчики объясняют не обнародование этих отчетов тем, что МЭРТ так и не утвердило новую форму отчета именно для естественных монополий. Речь идет о внесении изменений в приказ МЭРТ № 922. В июле 2012 года оно лишь разослало заказчикам письмо, в котором рекомендовало, чтобы соответствующие заказчики «утверждали отчет раз в квартал» и размещали его на тендерном веб-портале.

Итак, прошло уже больше года, а ведомство Игоря Прасолова ограничилось лишь разъяснениями-пожеланиями, которые не имеют силы приказа.

Оно также не организовало необходимого информирования естественных монополий по указанным нормам закона. По крайней мере, это касается обнародования их годовых планов – для вступления в силу эта норма закона не нуждается в дополнительных мерах со стороны министерства.

Чиновники также не утруждали себя координацией деятельности МЭРТ и Антимонопольного комитета. Поэтому комитет недавно заявил («в ответ на многочисленные обращения»), что подтверждение монопольного положения субъектов хозяйствования с целью проведения государственных закупок не относится к полномочиям АМКУ».

Стоит лишь добавить, что закон об особенностях закупок естественных монополий разрабатывался и принимался для гармонизации закупочного законодательства Украины со стандартами ЕС…

Автор материала: Виктор Таран

По материалам: Censor.net.ua

0 коммент. :

Отправить комментарий

Социальные Кнопки

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
На блоге «Новости Украины» публикуются материалы независимых авторов.
Материалы которых приходят на E-mail.
«Новости Украины» не несет ответственности за достоверность информации.
Если Вы являетесь автором статьи, опубликованной на блоге «Новости Украины», сообщите нам и мы добавим Вас автором.