13 дек. 2013 г.

Заключенные Банковой: 8:1 в пользу временной свободы

8 из 9-ти заключенных Банковой вышли из-за решетки, при этом против семерых остаются обвинения в уголовном преступлении, а двое заключили сделку со следствием и к ним претензий на сегодня нет.
Одного подозреваемого - Ярослава Притуленко - оставили под арестом до 30 января.
Рассмотрение апелляций на арест этих людей красноречиво показал: 1 декабря на Банковой хватали всех подряд, жестоко избивали, а потом уже в райотделах подгоняли обвинения под нужную власти картину . И чтобы скрыть зверства Беркута.
Во вторник, 10 декабря, на круглом столе "Янукович и экс-президенты", действующий президент заявил, что часть арестованных по делам акций протеста будет освобождена.
"Я разговаривал вчера поздно вечером, очередной разговор, с генеральным прокурором, как идет следствие, и там обнаружено. Я обратился с просьбой найти возможность, там где нет таких жестких нарушений, найти возможность и освободить часть людей, которые условно говоря не имели таких грубых правонарушений ", - заявил Виктор Янукович.
"Я думаю, что сегодня этот вопрос будет решен. Мне трудно сейчас сказать, сколько людей будет уволено, но обязательно такие люди будут уволены. Те у кого есть маленькие дети, молодые семьи и т.д. Все будет учтено, и обязательно все будет сделано ", - добавил он.
Эту цитату вряд ли можно назвать сигналом к ​​диалогу. Янукович не обещал освободить ВСЕХ заключенных Банковой и не обещал закрыть против них уголовные производства. В принципе, действующий президент свое обещание "выпустить некоторых" выполнил.
Если бы Беркут ночью с 10 на 11 декабря не бросился разрушать баррикады и давить людей на Евромайдани, Янукович имел шанс прожить 11 декабря с положительным имиджевым балансом - выпустил хоть часть невинных из-за решетки. Но глава государства выбрал другой путь и теперь на Майдане не пару тысяч, а от 20 до 200 тысяч митингующих одномоментно.
Итак Апелляционный суд Киева рассмотрел 9 апелляций на решение Шевченковского райсуда об аресте на 2 месяца людей, задержанных после побоища на Банковой.
Результат - 1 человек остался под стражей ( Ярослав Притуленко ), одном, втором -Николаю Лазаревском и Егору Превера - присудили домашний арест (частичный - они обязаны быть дома с 20 вечера и до 7 утра), 4-х - Геннадия Черевко , Сергея Нужненко ,Валерия Гарагуц и Александра Остащенко - отпустили под личное обязательство (уход за старым кодексом похоже на подписку о невыезде).
И 2-е арестантов Банковой - Юрий Болотов и Владислав Загоровко заключили сделку со следствием: признали себя виновными по более мягкой статье - 293, нарушение общественного порядка, согласились заплатить штраф 850 гривен и были освобождены из-под стражи. Для этих 2 уголовное преследование пока закончилось, но они получили судимость.

Напомню, 9 незнакомых между собой мужчин были задержаны и жестоко избиты Беркутом после столкновений на Банковой 1 декабря. Всем им 3 декабря была избрана мера средство содержания под стражей по обвинению в организации массовых беспорядков - часть 1 ст.294 УК Украины.

Решение об аресте тогда вызвали шок, потому основывались на написанных как под копирку показаниях одних и тех же бойцов Беркута, которых якобы избили, при этом судом отметались любые замечания адвокатов и очевидна беспочвенность прокурорских доказательств.
Девять синих от побоев людей, с сотрясениями мозга, с поломанными пальцами и ребрами, разбитыми лицами и зашитыми головами, людей, которые до этого ни разу не имели проблем с законом, арестовали, потому что они могли оказывать давление на свидетелей, которым, напомним , выступали крепкие бойцы Беркута!
После заявления-обещания президента, что невинно арестованных отпустят, ситуация изменилась.
Уже перед рассмотрением первой апелляции 11 декабря заместитель прокурора Шевченковского района Михаил Мельник заявил журналистам, что следствие собрало много доказательств в деле, поэтому подозреваемые оказать давление на свидетелей уже не смогут.
А учитывая, что у некоторых есть малолетних детей и характеризуется положительно, прокуратура согласится с более мягким мерой для большинства из них.
В действиях адвокатов было несколько точек соприкосновения. Все акцентировали внимание суда на:
- Зверском избиении Беркутом, который несколько часов пытал задержанных, держа на асфальте в нулевую температуру, ударяя ногами и дубинками и даже фотографируясь на фоне окровавленных жертв;
- Нарушении прав на защиту - все были задержаны примерно между 16-30 и 18-00 1 декабря протоколы о задержании были составлены через несколько часов, почти сразу начались допросы и следственные действия, а адвокатов им вызвали в лучшем случае в третьей ночи ;
- Несвоевременном оказании медицинской помощи - избитым и окровавленным людям вызвали врачей тоже только ночью;
- Написанных как под копирку показаниях свидетелей (работников спецподразделения Беркут), на которых якобы напали подозреваемые.
- Нестыковках в обвинениях прокуратуры и свидетельских
Первой рассматривалась апелляция Николая Лазаревского - 23-летнего архитектора-дизайнера. Более 10 депутатов от оппозиции написали заявления с желанием взять Лазаревского на поруки.
Часть из них были на заседании - руководитель юридического департамента Родины Павел Петренко, Геннадий Зубко, Александра Кужель, свободовец Андрей Мохник и другие.
Николай Лазаревский. Фото из домашнего архива, предоставленные родственниками
В зале также неожиданно появилась значительная группа регионалов.
Начала заседания они ждали в "Соломенской пивоварни" под Апелляционным судом и даже немного опоздали: Владимир Сальдо, Владимир Макеенко, Артем Щербань и другие.
Чего они пришли осталось непонятным - заинтересованности процесс не проявляли, а после второй апелляции вообще исчезли.
Адвокат Николая Лазаревского попросил приобщить к материалам дела чек с гастронома вблизи Банковой, что судом было сделано. Этот чек опровергал один из аргументов обвинения.
Оказывается, милиция утверждала, что задержала Лазаревского с коктейлем Молотова в руках. Причем произошло это не в первых рядах столкновений, а на перекрестке Банковой с Институтской.
Чек доказывал, что за 10 минут до задержания Лазаревский с друзьями купили в гастрономе среди прочего бутылку коньяка и с ним двигались вниз по Институтской.
В это время началась зачистка, друзья Николая успели убежать, а он - нет.
Кроме этого, Лазаревском инкриминировали нахождения на грейдеру, который таранил шеренги Внутренних войск. Но там был человек в красной куртке, в то время, как на момент задержания Лазаревский был в черной куртке. Адвокат просил отпустить Лазаревского на поруки депутатов, а прокурор - посадить под домашний арест.
Решение суда - домашний арест с обязательством находиться дома с 20 вечера до 7 часов утра.
Вторая апелляция - Геннадия Черевко из Лубен Полтавской области. Его тоже готовы были взять на поруки оппозиционные народные депутаты и лично мэр города Лубны Александр Грицаенко, который даже приехал на судебное заседание.
Красноречивый адвокат Роман Греба представил суду положительные характеристики подозреваемого от знакомых и с места работы, а также резолюцию митинга в Лубнах с требованием освободить Черевко.
Геннадий Черевко. Фото из домашнего архива, предоставленные родственниками
Адвокат также обратил внимание на нестыковки с показаниях, на основе которых его клиента арестовали - в показах Беркута Черевко фигурирует как человек крепкого телосложения с круглым лицом и в серой куртке. На самом деле Черевко был в синей куртке, он худощавый с вытянутым лицом, но 1 декабря его лицо действительно стало круглым - вспухло от побоев ...
Прокурор был готов отпустить Черевко, отца двух несовершеннолетних детей, под залог в 36 тысяч гривен. Таких денег у Черевко не было, но нардеп Петренко сразу заявил, что деньги на залог для жертвы Беркута оппозиция найдет.
Решение суда - отпустить из-под стражи под личное обязательство, без залога. Черевко обязали находиться в Лубнах, но по первому требованию приезжать к следователю в Киев.
Когда в клетке для подсудимых появился Сергей Нужненко , то спокойно смотреть на него мог бы прокурор. Даже поражен суд - тройка Прындюк, Бец и Коваль, которые к слову на всех апелляций вели себя достаточно корректно - позволил ему не вставать.
Сергей Нужненко после избиения Беркутом передвигается на костылях
На теле Нужненко - через 11 дней после избиения - еще огромные гематомы, у него сотрясение мозга, зашита голова, многочисленные ушибы по всему телу.
Он тяжело передвигается на костылях.
Адвокат Татьяна Гнатюк акцентировала, что в таком состоянии здоровья Нужненко не мог давить или угрожать свидетелям-Беркуту - таким было обоснование его ареста, а также отмечала - Нужненко был на Банковой с профессиональной фототехникой, он снимал, а не участвовал в столкновениях . И это подтверждается многочисленными видеозаписями - Нужненко среди людей бьющих провоцируют милицию нет.
Прокурор просил за освобождение фотографа-волонтера залог в 24 тысяч гривен, но суд отпустил Нужненко под личное обязательство: он будет жить дома и сможет нормально лечиться.
Кстати, поддержать Сергея приехали его друзья-волонтеры из разных городов, даже из Москвы - Сергей давно занимается благотворительной помощью детям из интернатов.
Последней 11 декабря рассматривалась апелляция на арест Ярослава Притуленко .
Это одна из самых сложных историй. Защищали Ярослава адвокаты всемирно юридической компании Арцингер, которые, как и все другие юристы, взялись за это дело бесплатно.
Речь партнера компании Арцингер-Украина адвоката Виталия Каська судьи слушали завороженно, а прокурор - суетливо вжимався в кресло. Аргументация следствия относительно обоснованности Притуленко была разбита в пух и прах.
В показаниях беркутовцев, по которым Шевченковский суд арестовал Притуленко, его фамилия или человек внешне похожа на него, вообще не фигурирует! Но в обвинения оставался один козырь - в Притуленко при задержании (кстати, не на Банковой, а на улице Богомольца, что суд во внимание не принял) были щит в пневматический пистолет.Доказательств, что он ими делал что-то противозаконное, нет.
Однако Притуленко оставили под стражей - до 30 января. Примечательно, что зачитывая решение, судья, которая до этого говорила с идеальной дикцией, стала тараторить, глотать слова в говорить очень тихо ...
12 декабря перед рассмотрением апелляции на арест инженера-проектировщикаАлександра Остащенко под Апелляционным судом было не менее 5 тысяч митингующих. В этом деле под давлением доказательств даже прокуроры согласились на личное обязательство, до этого они пытались продавить хотя бы домашний арест или залог.
После освобождения под личное обязательство Остащенко сказал журналистам: "Когда человек поднимает руки, а ее начинают бить ... Далее люди, которые занимались нами - требовали, чтобы мы подписали и только тогда, нас допустят адвокатов. Никто не подписал".
Егор Превир после освобождения. Он до сих пор плохо видит через контузию глаз, даже не смог прочитать перечень своих прав. Их ему зачитывала судья
13 декабря была рассмотрена апелляция на арест Егора Превера .
Судья Прындюк, как и в случае с Сергеем Нужненко, позволила ему не вставать, он до сих пор в тяжелом состоянии.
Напомним, когда 3 декабря Шевченковский суд принимал Превера арестовать, он постоянно терял сознание, а отвечать на вопросы судьи мог только лежа, но тогда это на судью ГРИНЬКОВСКИЙ не произвело никакого впечатления.
Кроме описанных выше общих для всех нарушений после задержания, с Егором милиция обошлись с особой жестокостью: его доставили в больницу только в 10 утра следующего дня!
Всю ночь человека с сотрясением мозга допрашивали и выбивали признание - без адвоката, которого вызвали только в 3 часа ночи.
Несмотря на эти обстоятельства и отсутствие доказательств вины Егора, прокурор требовал оставить его под арестом. Но решение суда - частичный домашний арест: обязательство быть дома с 20-00 до 7-00.
Также 11 декабря в Печерском суде решилась судьба двух других заключенных Банковой.Юрий Болотов и Владислав Загоровко - согласились заключить сделку со следствием и суд утвердил ее. Это нововведение нового Уголовного кодекса, которое предусматривает признание вины подозреваемым, за что он получает более мягкое наказание.
По информации родственников, подписать такие соглашения предлагали всем заключенным Банковой, но большинство, считая себя невиновными, отказалась. Болотов и Загоровко решили не бороться дальше с системой. Им смягчили статью - с 294 (организация массовых беспорядков) на 293 (групповое нарушение общественного порядка). Они признали себя виновными и согласились заплатить штраф - по 850 гривен.
После этого Болотов и Загоровко были освобождены в зале суда. Болотов сразу поехал к сыну, которого воспитывает сам. А Загоровко, водитель-дальнобойщик, отец троих детей - вернулся в больницу. У него сотрясение мозга, контузия глаза, перелом ребра и многочисленные ушибы. Он продолжит лечение, но теперь его уже не пристегивать наручниками к кровати или цепи, который позволяет делать всего несколько шагов ...
При этом расследование в производстве по зверского избиения всех вышеупомянутых пострадавших продолжаться. Никто из пострадавших от обвинений в действия Беркута не отказывается. Хотя следствие активности не проявляет - после одного допроса потерпевших и предназначенной судебно-медицинской экспертизы активных следственных действий не проводилось.
На месте этих людей мог быть каждый из нас. И общественная активность и внимание понадобятся еще надолго - ведь обвинения с тех, кто не пошел на сделку со следствием и отстаивать свою невиновность, пока не сняты.

Иванна Коберник, журналист

0 коммент. :

Отправить комментарий

Социальные Кнопки

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
На блоге «Новости Украины» публикуются материалы независимых авторов.
Материалы которых приходят на E-mail.
«Новости Украины» не несет ответственности за достоверность информации.
Если Вы являетесь автором статьи, опубликованной на блоге «Новости Украины», сообщите нам и мы добавим Вас автором.