16 сент. 2013 г.

ОРД САЙТ: Завод который строит Иванющенко

Летом этого года Кабмин начал раздачу гарантий в рамках Программы активизации развития экономики на 2013-2014 годы. Как писала "Экономическая правда ", правительство предполагало, что кроме государственных предприятий, на государственную поддержку могут рассчитывать частные компании.
И вот, первым таким везунчиком стала компания, принадлежащая другу детства Виктора Януковича, - Юрию Иванющенко.
Несколько лет назад группа "Евро Финанс" считалась крупнейшим оператором рынка лома черных металлов с долей 16-17 % и ежегодным объемом заготовки на уровне 1,5 млн тонн. Таких позиций она достигла за счет разветвленной сети цехов по заготовке и переработке металлолома.
Владельцем "Евро Финанс Лтд" тогда был украинский бизнесмен Али Мохаммад Хани Омран. Однако полтора года назад, по неофициальным данным, он уступил контрольный пакет какому-то бизнесмену, которого связывают с окружением президента Украины Виктора Януковича.
Ввиду того, каким образом тогда перераспределялась собственность, можно предположить, что Омран отдал свой ​​бизнес далеко не по собственному желанию. Напомним, в 2011 году Украина прокатилась волна слухов о том , что "смотрящие" Юрий Иванющенко силой принуждает бизнесменов отдавать ему предприятия за бесценок.
Вместе с металлоломным бизнесом, Иванющенко унаследовал планы строительства металлургического завода. Благодаря близости к власти , ему даже удалось получить помощь государства.
В августе правительство постановило предоставить гос.гарантии на сумму 1,35 млрд грн. для холдинга "Евро Финанс ЛТД", который с 2012 года связывают с именем 21- летнего Арсена Иванющенко. Компания молодого бизнесмена планирует грандиозно запустить Белоцерковский сталепрокатный завод мощностью 850 тысяч тонн в Киевской области.
По проекту новый объект обеспечит 465 рабочих мест. Общая стоимость завода составляет почти 2,2 млрд грн. Согласно постановлению КабиКнета Министров от 14 августа 2013 № 572, владелец уже профинансировал 850 млн грн.
Итак, с экономической точки зрения это вполне рабочий проект. Все четко и конкретно. Государство предоставляет предприятию гарантии. Предприятие под них привлекает кредит, и строит завод. Тот начинает работать и зарабатывать деньги, из которых "Евро Финанс" возвращает кредит. К тому же, в бюджет будут регулярно поступать налоги.
Правда, у этой инвестиции несколько "но", которые могут препятствовать "активизации" экономики в Киевской области.

Сюда " Евро Финанс " уже инвестировали 103 млн доллара.

Компания "Евро Финанс ЛТД" в Белой Церкви хорошо известна.
В далеком 2005 году холдинг с иностранным капиталом (тогда он принадлежал Али Мохаммад Хани Омрану) обратился к правительству Юлии Тимошенко с просьбой рассмотреть вопрос о строительстве металлургического завода в Белой Церкви. К тому времени проект объекта был значительно солиднее: мощность - 1,8 млн тонн стали в год, примерные инвестиции - 600 млн. долларов, а также 5 000 новых рабочих мест.
Уже в мае 2005 года компания получила землю на территории Белоцерковского района, и вложила в нее немалые деньги. Но против выступили ближайшие соседи будущего завода - жители города Белая Церковь .
Свидетели вспоминают, что в этом деле не обошлось без местных политиков, которые хотели немного "подоить" богатого инвестора. А тот считал, что договоренности с центральной властью будет более чем достаточно.
Население изначально не поняли, что именно будет построено в Белой Церкви. Люди, видимо, считали, что это будет большой завод с трубами, которые дымят, как в Донбассе. Хотя конечно, это совсем другой проект. В 2012 году тот же Виктор Пинчук построил завод почти посередине Днепропетровска, и это экологически безопасное производство. Однако, местные политики воспользовались "экологическими" настроениями.
Виктор Пинчук доказал, что электрометаллургическое производство является экологическим.
Официально Белоцерковский городской совет усомнилась в правильности согласующих документов, предоставленных "Евро Финанс ЛТД" Президентом Украины Виктором Ющенко.
Следующие оранжевые годы запомнились Белоцерковской общине жестким противостоянием с тогдашними владельцами холдинга; несколькими местными референдумами, результаты которых были отменены; вмешательством в конфликт "сильных мира сего" Ющенко и Веры Ульянченко на стороне бизнеса; срывом строительства завода и перекрытием республиканской автодороги "Киев-Одесса".
В конце концов, кризис 2008 года все расставил на свои места - "ЕФ" отказался от своего проекта. Но жители Белой Церкви еще долго будут помнить сплоченность и настойчивость, которые помешали только начатом строительству. А местные политики - так они и не получили вообще ничего, и не позволили городу получить крупное производство.
В отличие от 2013 года, в 2007 - м "Евро Финанс" заходил в Белоцерковский район с собственным капиталом, и не нуждался в государственной помощи.
Между Белоцерковским горсоветом и холдингом было подписано мировое соглашение - Социальный договор. Согласно документу, компания обязалась на безвозвратной основе перечислить городу в течение семи лет 240 млн. грн. на социально - культурное развитие. Но из-за сопротивления населения и кризиса, холдинг перестал выполнять обязательства.
В 2010 году горсовет принял решение отменить договор. Конечно, в холдинге этого не простили. Уже в 2011 году "Евро Финанс" подал в суд с требованием вернуть часть денег, которые холдинг уже успел перечислить в пользу города в 2008 году.
Первая страница Социального договора.
Кроме местных властей, "Евро Финанс" предъявил претензии непосредственно к обществу Белой Церкви. За блокирование работ холдинг ответил судебными исками о возмещении причиненного материального и морального вреда в 2009 году.
Из нескольких жителей по простой техники "ЕФ" требовал взыскать более полумиллиона гривен, но дело проиграл.
Не сложились отношения капиталиста и с местной милицией. Иск получило Главное управление МВД Украины в Киевской области за бездействие. Но и здесь "Евро Финанс" постигла неудача.
Итак, бывший владелец холдинга успел основательно испортить отношения с Белой Церковью. Хотя изначально он имел более чем прозрачные намерения, и только не хотел платить местным политикам.
Сегодня холдинг действует не так открыто, как пять лет назад. На сайте компании отсутствует какая-либо информация о планах возобновления строительства. В свою очередь, городские власти пока сдержанно комментирует возвращение инвестора. Наверное, потому, что переходить дорогу Иванющенко - довольно опасно.
Административный офис " Евро Финанс " в городе Белая Церковь.

"Для развития инфраструктуры города и увеличение рабочих мест, возможно, строительство завода необходимо. Относительно экологической безопасности жителей города Белая Церковь, необходимо предварительно ознакомиться с проектом сталепрокатного завода, для того чтобы делать выводы об опасности производства и по загрязнению окружающей среды", - считает член постоянной комиссии по делам бюджета, финансов и городского совета Дмитрий Полищук.
Радикально настроенные местные политики уже предупредили холдинг, общественность готова сопротивляться. Так что не исключено, что инвестору же придется немного "поделиться" с местными властями - например, чтобы депутаты начали защищать проект вместо препятствия.
Однако, возможен другой сценарий. Мало кто из политиков осмелится встать на пути Иванющенко, который бесспорно пользуется ресурсом нынешней власти. Итак, протесты населения никто не будет учитывать.
Можно ожидать некоторое сопротивление со стороны экологов.
В связи с Чернобыльской аварией, земли Белоцерковского района имеют особый статус. Согласно действующей Постановления Кабмина УССР N106 от 23 июля 1991, Белая Церковь отнесена к четвертой зоне усиленного радиоэкологического контроля. Статья 18 закона "О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы" запрещает любое строительство предприятий, вредно влияют на окружающую среду на землях радиоэкологического контроля.
В 2008 году "Евро Финанс ЛТД" не смог предоставить всех необходимых документов, подтверждающих безопасность производства. Зато холдинг организовал поездку местных депутатов в Швейцарию, чтобы продемонстрировать действующие аналогичные заводы. Рабочий тур произвел положительное впечатление на местную власть. Итак, инвестор делал попытку "наладить отношения", и можно предполагать, что местный совет уже была готов дать согласие на строительство. Но в конфликт вмешались экологи. Всеукраинская экологическая лига настаивала на том, что нельзя использовать единственную в регионе реку Рось для промышленности. Иначе жители шести городов останутся без питьевой воды.
На вопрос, как изменится влияние завода на природу в связи с уменьшением мощностей по проекту 2013 года, Председатель Лиги Татьяна Тимочко ответила решительно:
"Всеукраинская экологическая лига категорически отрицает строительство сталепрокатного завода любой мощности в пределах города Белая Церковь.
Во-первых, пять лет назад это строительство началось с нарушения норм действующего законодательства. Во-вторых, расчистили котлован, что привело к снижению уровня грунтовых вод. Дальнейшее строительство опустошит колодцы соседнего жилого сектора. В-третьих, котлован вырыли на могильнике скота. У нас есть документы, свидетельствующие, что советская власть запретила что-либо строить на могильнике в течении 100 лет.
И последнее, проект завода предусматривает, что на него будут регулярно подвозить тонны черного металла. Дополнительная серьезная транспортная нагрузка нанесет необратимый вред окружающей среде Киевской области", - считает госпожа Тимочко .
Виктор Янукович является личным гарантом Иванющенко

Иного мнения житель Белой Церкви, народный депутат Владимир Полочанинов, который с 2006 по 2010 годы возглавлял постоянную комиссию по вопросам бюджета и финансов Киевского облсовета.
"Если проект тот, который в свое время эта компания ("Евро Финанс Лтд") оказывала на комиссию по экологии Киевского областного совета: если проект не изменен; если по проекту, поставки оборудования, его сопровождение, технический надзор и последующая гарантийная эксплуатация осуществляться компанией "Siemens" (как это было предусмотрено проектом 2007 года - ЭП), - то я считаю, что этот проект - огромная польза для города Белая Церковь", - сказал депутат .
Мы попросили в Кабмине копию проекта "Строительство сталепрокатного завода". Это было сделано после обнародования Постановления от 14 августа 2013 № 572, на основании которого "​​Евро Финанс" получил право на гарантии.
Но первый заместитель Министра экономразвития Анатолий Максюта не предоставил документы. "... Проект строительства включает финансовую, техническую и другую информацию, которая считается коммерческой тайной ... Государство обеспечивает защиту коммерческой тайны ... Минэкономразвития лишен возможности предоставить копии запрашиваемых инвестиционных проектов", - сказал чиновник.

На первый взгляд, строительство завода в Белой Церкви выглядит очень странно.
Киевская область никогда не славилась металлургическими традициями. В инвестиционном паспорте города Белой Церкви одним из приоритетных направлений развития определенный культурный туризм. Это старинный город, основанный в 1032 году Ярославом Мудрым. 
Белоцерковский район по своей природе является аграрным, где преобладают предприятия пищевой промышленности. За счет близкого расположения к столице, активно развивается рынок недвижимости. И, как следствие, банковский, торговый и развлекательный сектора.
На высоком уровне находятся регулярные транспортные перевозки, из-за чего часть населения учится и работает в г. Киев. При этом продолжают постоянно жить в Белой Церкви и в районе.
Владелец местного агентства недвижимости "Александрит - БЦ " Александр Костогрыз отмечает, что цены на недвижимость в Белой Церкви давно не снижаются из-за тенденции повышения общего уровня жизни белоцерковчан.
"С приходом "Евро Финанс" в город, "бум" продаж не произойдет, ведь "для этих людей уже построенный дом, по улице Леваневского. Очень интересный вопрос по экологической катастрофе, ответ очевиден: будет спад цен на недвижимость в городе, не пригодном для жизни", - отметил он.
В целом, жители районного центра не испытывают острой потребности в металлургической промышленности. По сообщению районный центр занятости на 2012 год, уровень безработицы в Белой Церкви колебался в пределах 1,8 %.
Все это говорит о том, что якобы комбинат городу не нужен. Но, конечно, деньги имеют большое значение. Как уже отмечалось выше, в 2006 году "Евро Финанс ЛТД" заходил в регион огромными инвестициями для больших мощностей производства. Холдинг обещал завести 600 млн долл. инвестиций в строительство завода. А также 240 млн. грн. на социально - культурное развитие региона .
По подсчетам 2006 года, бюджет Украины мог рассчитывать на 400 млн. грн. ежегодно. Местные бюджеты - на 23 млн грн., что тоже неплохо.
Но в 2013 году инвестором уже не является Али Мохаммад Хани Омран, который хотел заключить более - менее честное соглашение с городом. Новый проект завода предусматривает вдвое меньше мощностей, и только 465 новых рабочих мест, которые скорее займут квалифицированные кадры, которые приедут из других городов.
Деньги для возобновления строительства привлечены под государственные гарантии, которые в этой ситуации имеют большой шанс превратиться в дотации. Очевидно, что от "Евро Финанс ЛТД" образца 2013 община Белой Церкви вряд ли получит какие-то большие дивиденды.
Каким будет новый завод в Белой Церкви? Скорее всего, это будет типичный мини-завод, которых много в Турции .
По информации Международного института чугуна и стали, в 2000 году на метпредприятиях полного цикла (таких, как металлургические комбинаты в Украине - ЭП) США уровень рентабельности составил 7 %. В то же время, рентабельность электросталеплавильных производств превысила 22 %.
С технологической точки зрения, на мини - заводах производят 0,1-3 млн тонн стали в год. Для сравнения, мощности Алчевского комбината позволяют производить около 10 млн. тонн. стали в год. Вместо железорудного концентрата и коксующегося угля, в качестве сырья на мини-заводах используется металлолом. Это обусловливает другой набор агрегатов и машин, уменьшает капиталовложения в 3-4 раза, по сравнению с интегрированным заводом.
Фото из рекламного видео " Евро Финанс Лтд"

Строительство мини - металлургических заводов занимает не более двух лет, тогда как завод полного цикла можно построить за четыре года, что продлевает срок окупаемости проекта.
Для успешной работы электрометаллургического завода нужен свободный ресурс металлолома, недорогая электроэнергия и хорошая инфраструктура. До кризиса в Украине планировалось строительство ряда мини -заводов, но в условиях низкого спроса на сталь и невысоких на ее цен почти все эти проекты потеряли экономическую привлекательность.
Сейчас рискнуть вложить деньги в новый завод могут только инвесторы, которые наверняка смогут обеспечить предприятие дешевым ломом и недорогими кредитными ресурсами (и еще желательно льготами, в частности скидками на электроэнергию). Все это в Иванющенко есть.
Почему Белая Церковь? Зачем металлургический завод строится именно в Белой Церкви?
Дело в том, что для этого завода не важно, есть ли рядом источник железной руды или кокса. Он работает на металлоломе. В 2006 году проект выглядел максимально удачным. В нем максимально учитывались нюансы логистики, благодаря которым компания могла буквально озолотиться. Белая Церковь была выбрана для строительства предприятия не случайно. Построенный там завод располагался бы поблизости и от мест образования лома - основного источника сырья для спроектированного производства. Также, рядом были рынки сбыта готовой продукции, главным из которых был Киев во время строительного бума.
Еще один географический бонус - это оптимальный выход к транспортным артериям, что решает многие вопросы по доставке сырья и отгрузки продукции. В частности, это шоссе "Киев- Одесса" и железнодорожная станция "Роток". И, конечно, расположению предприятия под Белой Церковью способствовала городская инфраструктура, снимало вопрос об организации социальной сферы для работников предприятия.
Планировалось, что на мощностях мини - завода будет проводиться арматура (строительный сортамент) и катанка (для метизной отрасли) высокого качества. Владельца "Евро Финанса" не смущала наличие украинских конкурентов ( "Арселор Миттал Кривой Рог", Енакиевский и Макеевский метзаводы).
В Металлоломных компаниях тогда подчеркивали, что благодаря не слишком высокой качества металлопродукции, которую обеспечивают украинские производители, отечественным металлургам удается занимать средне-и низко-оценочные рынки. Однако, белоцерковская электросталь должна была стать дорогой и качественной продукцией, предназначенной как для внутреннего рынка, так и для экспорта в ЕС и США.
Али Мохаммад Хани Омран, к сожалению, не смог реализовать очень удачную бизнес - идею. 

Надо признать, что сейчас экспорт в эти страны не является актуальным. Поэтому, единственный экспортный рынок, на который могут рассчитывать белоцерковцы, - это страны Ближнего Востока. Однако, сейчас там происходят военные конфликты, не способствует активизации строительства и продаж арматуры.
Относительно Украины, то строительного бума не наблюдается даже в Киеве. Поэтому продавать дорогую высококачественную арматуру некуда. Есть все основания считать, что в планах Иванющенко - производить продукцию довольно среднего качества. Главное - продавать как можно больше.
Вероятно, новый владелец сможет оптимизировать сбытовую политику. Сегодня за экспорт готовой металлопродукции не надо платить пошлину, тогда как за металлолом нужно платить EUR 13,2 за тонну. Кроме этого, очевидна экономия на фрахте судов, перевозящих лом (до $ 30 на тонне).
Итак, в отдельные моменты при невысокой цене лома, возможно, выгоднее будет везти на внешние рынки арматуру. Кроме того, группа станет менее чувствительной к ценовому диктату покупателей лома (крупных металлургических предприятий) внутри страны. А при восстановлении объемов строительства, она сможет получить дополнительную прибыль за счет продажи арматуры с более высокой добавленной стоимостью .
Как распределен рынок лома в Украине? Главный вопрос для функционирования завода Иванющенко - это обеспечение его сырьем. Пока, этот вопрос решен. В Украине 80-85 % лома - это так называемый амортизационный лом, т.е. отходы строительства и устаревшая инфраструктура. Его собирает население, и за наличные сдает вторсырье в пункты приема. Ломозаготовительные компании концентрируют его на своих площадках, но продать непосредственно на метзавод уже некоторое время не могут.
Первичные заготовительные фирмы вынуждены перепродавать лом большим трейдерам, которые несколько лет назад были созданы украинским металлургическими холдингами. Только они имеют статус эксклюзивного поставщика металлолома на меткомбинаты. Среди генеральных трейдеров лидирует "Метинвест ресурс" Рината Ахметова, на долю которого приходится около 40 % рынка конечных поставок лома.
У трейдера современного завода "Интерпайп сталь" Виктора Пинчука - 20-25 % рынка. На долю компании "Керамет", которая поставляет лом на предприятия ИСД контролируется российским ВЭБом и Сергеем Тарутой, приходится около 15 %.
Остальные принято считать частью Юрия Иванющенко. По оценкам Минпромполитики пятилетней давности, белоцерковский завод отвлекал бы на себя около 2 млн. тонн лома в год. Это вполне приемлемые объемы, как под 16-17 % рынка сбора лома и ежегодным объемом заготовки на уровне 1,5 млн тонн.
Как будет развиваться ситуация в дальнейшем ? По оценке ПО " Металлургпром", потребности в ломе отечественных метпредприятий в 2013 году составят 6,7 млн ​​тонн. При этом возможен дефицит в нынешнем году, который прогнозировали на уровне 0,4 млн тонн. Это означает, что этот объем придется импортировать.
В ГП " Укрпромвнешэкспертиза" считают, что к 2020 году нехватка металлолома обострится и составит около 3,7 млн тонн, что означает сложности с обеспечением сырьем для трети метзаводов в Украине.
Поэтому нельзя исключать обострения конфликтов вокруг поставок сырья. На заводах полного цикла уже сегодня с глубокой антипатией относятся к новым электрометаллургическим проектам - их появление лишь приближает момент ощутимого дефицита лома. Если для выплавки тонны стали в конвертере нужно 250 кг лома (все остальное составляет чугун - ЭП), то для выплавки тонны электростали требуется 1,1 тонны металлолома. То есть, глазами традиционных металлургов, новые заводы - это "брухтожеры".
Здесь главным является вопрос цены. В свое время Али Мохаммад Хани Омран захватил большую долю рынка потому, что покупал лом по большим ценам, чем конкуренты. Захочет Иванющенко платить больше?
Итак, новый владелец "Евро Финанса" имеет все экономические основания строить новый металлургический завод в Белой Церкви.
В распоряжении "ЭП" оказался официальный экспертный вывод к проекту постановления КМУ № 572 от 14 августа 2013. Этим документом правительство предоставило гарантии "Евро Финанс Лтд".
Ознакомившись с документом, можно сделать вывод, что решение Кабмина несколько поспешно. И, возможно, чиновники не успели рассмотреть целесообразность инвестиций в развитие металлургии в Киевской области по всем аспектам.
Согласно статье 4 Закона Украины " О регулировании градостроительной деятельности " проектные решения по строительству завода должны быть отражены в градостроительной документации. Но в экспертном заключении четко указано: ни Белоцерковский райсовет, ни соответствующие сельсоветы не предоставили схемы планирования территории.
Юрий Иванющенко завоевавший власть. На фото: сын президента Александр Янукович (первый слева), Юрий Иванющенко (второй слева), первый вице - премьер Сергей Арбузов (справа).
Согласно 2 статьи ЗУ "Об инвестиционной деятельности" компания, которая рассчитывает получить господдержку, составляет проект по четко определенной форме. Но директор Департамента профессиональной экспертизы Алексей Мажан в заключении в постановление отметил следующее: "По состоянию на 9 августа 2013 г. инвестиционный проект строительства Белоцерковского сталепрокатного завода в Минэкономразвития для рассмотрения и государственной регистрации не поступал".
Такая спешка и лояльность Кабинета Министров Украины можно объяснить лишь желанием определенных лиц ускорить предоставление гарантий частному бизнесу и наконец запустить экономику Украины. Но теперь это действительно большой риск для компании, принадлежащей любимцу действующей власти и бывшем "смотрящему" за бизнесом "Семьи" Юрий Иванющенко.
Любое следующее правительство может - при наличии такого желания - отозвать гарантию. Итак, владельцу "Евро Финанса" надо надеяться, чтобы в ближайшее время власть в Украине не перешла в руки кого-то другого.
Хотя, конечно, ничего плохого в строительстве современного завода в Украине нет. Конечно, если будут учтены экологические моменты.

Социальные Кнопки

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
На блоге «Новости Украины» публикуются материалы независимых авторов.
Материалы которых приходят на E-mail.
«Новости Украины» не несет ответственности за достоверность информации.
Если Вы являетесь автором статьи, опубликованной на блоге «Новости Украины», сообщите нам и мы добавим Вас автором.