Украинский кабинет министров единогласно решил «остановить процесс подготовки к подписанию соглашения об ассоциации» между Украиной и Европейским союзом. Решение правительства стало полной неожиданностью. До сих пор все указывало на то, что Украина собирается подписать это важное соглашение в Вильнюсе 28 ноября. Приняв это решение, Украина упустила прекрасную возможность интеграции с Европой и модернизации собственного государства. Соглашение об ассоциации еще не полностью похоронено, но, чтобы оживить его, вероятно, необходима смена украинского руководства. Чтобы выполнить все требования для подписания соглашения, украинскому парламенту надо было принять три последних закона, на которых настаивал Европейский союз. Рада приняла закон об избирательной системе, но так и не утвердила закон о прокуратуре и закон, позволяющий бывшему премьер-министру Юлии Тимошенко выйти из тюрьмы и получить необходимое лечение за рубежом. Официальная цель решения правительства — вернуть на должный уровень сократившиеся объемы торговли с Россией и другими бывшими советскими республиками. Премьер-министр Николай Азаров подписал этот документ сразу по возвращении из Санкт-Петербурга, где прошла встреча премьер-министров бывших советских стран. Азаров участвовал в двусторонних переговорах с премьер-министром России Дмитрием Медведевым. Они обсудили совместные шаги в сфере «доступа к транспортировке газа, свободной торговли услугами, а также постепенное снижение налогов на экспорт». Должно быть, Украина получила от России особое обещание снизить торговые барьеры, которое снизили экспорт из Украины в Россию на одну треть за последний год. Вероятно, это обещание предполагает и льготные цены для Украины на российский газ. С августа Россия умело давила на Украину в нарастающей экономической войне, чтобы помешать ей повернуться к Западу. Как выяснилось, санкции России привели к желаемому и вполне осязаемому эффекту. Однако пока Украина очень осторожно говорит о возможности присоединения к протекционистскому Таможенному союзу России с Белоруссией и Казахстаном: этот шаг может обойтись стране слишком дорого. Главная проблема Украины — слабая экономическая политика. Последние 3 года президент Янукович последовательно отказывался от попыток преобразовать ухудшающуюся экономическую ситуацию. В стране искусственно завышен обменный курс национальной валюты, что привело к большому дефициту платежного баланса. Она также страдает из-за падения валютных резервов, чрезмерного валютного регулирования, высокой процентной ставки, которая ограничивает объемы инвестирования. Общий дефицит бюджета — около 6 процентов ВВП, при этом у Украины почти нет доступа на международные финансовые рынки. Объемы ВВП должны сократиться в этом году на 1,5 процента, объемы промышленного производства уже сократились на 5,2 процента. У Украины заканчиваются финансовые средства для решения этой проблемы. Однако получается, что главная цель нынешней экономической политики — передать финансовые ресурсы и компании во владение так называемой «семье Януковича» — группе молодых бизнесменов, которые быстро скупают частные и государственные компании почти задаром. Они — единственные «санкционированные» покупатели в ключевых отраслях. И чем хуже экономическая ситуация — тем дешевле эти компании для молодого бандитского капитала. Чтобы продлить этот процесс, Януковичу нужно две вещи: полная политическая власть и контроль над судебными органами. Поэтому, победив Тимошенко с небольшим разрывом на президентских выборах в феврале 2010 года, он на сфабрикованном суде посадил ее в тюрьму на 7 лет за превышение полномочий. Он только что внес поправки в Налоговый кодекс, которые лишают главного оппозиционного лидера Виталия Кличко возможности считаться налоговым резидентом Украины. Других лидеров снять с дистанции тоже будет несложно: благо есть послушная судебная система. В советской системе прокурор был важнее судьи. Янукович принял новые законы, реформирующие суды и отдельные фрагменты правоохранительной системы, но в отношении прокуратуры ничего не изменилось. Я полагаю, что необходимая реформа прокуратуры так и не будет проведена: чтобы президент сохранил за собой контроль за правоохранительной системой. Простая истина в том, что нормы европейского права не позволят Януковичу удержать этот контроль в своих руках. Представители ЕС не дураки. Слишком очевидно, к чему стремится режим Януковича. Европейский союз должен был настоять на политической свободе для оппозиционных лидеров и нормальной реформе прокуратуры. Я подозреваю, Янукович надеялся суметь надавить на ЕС, чтобы европейцы сами отказались от подписания соглашения, — тогда можно было бы обвинить Евросоюз и Тимошенко в провале сотрудничества. Это грустный день для Украины и Европы. Единственный положительный момент: Янукович наконец ясно дал понять, кто настоящий виновник произошедшего. Это, возможно, окажется пирровой победой президента Путина: он облагает свою стагнирующую экономику новыми обязательствами, а Украина так и не вступает в любимый им Таможенный союз. Для Януковича это большая потеря. Он продемонстрировал, что его слабая экономическая политика сделала его крайне зависимым от президента Путина, — а также показал, что он и никто другой заблокировал европейскую интеграцию, которую поддерживает значительное большинство украинцев. Автор — шведский экономист, выпускник Оксфордского университета, доктор философии, экс-дипломат, старший сотрудник Института международной экономики имени Петерсона (США). Специализация: российская политика и экономика. Экс-советник президента Леонида Кучмы (1994—1997).
Андерс Олсунд, «Новая газета»
0 коммент. :
Отправить комментарий