Анализ работы органа исполнительной власти – занятие сложное, потому что для отслеживания направлений нужно совместить нормативные акты, подаваемые на КМУ или утверждаемые министерством, и посмотреть в сравнительном анализе, что происходит. Если проделать эту громоздкую процедуру с актами Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ Украины (далее — Минрегионстрой), то смело можно сказать, что вместо украинского, над крышей этого ведомства давно должен развиваться российский государственный флаг. Чиновники и министр, кажется, считают, что в Украине им можно все, они неуловимы, и никто и никогда не предложит им собрать чемоданчики и отправиться в Москву навсегда. А основания для такого предложения министру Темнику и Ко веские. Правда, к этому этапируемому батальону вредителей-чиновников необходимо прибавить и экс-министра строительства Анатолия Близнюка. Тогда получится, как говорил один герой российского фильма, «Картина маслом». Впрочем, обо всем поподробнее.
Попробуйте на сайте Минрегионстроя найти рубрику «предыдущие министры». Ее нет. Темник и Близнюк, видимо, начали новый отсчет времени в самих себя. А раз никого до них не было, то не было и истории развития строительной отрасли. Так они считают. Попробуем заполнить пробел. Когда-то, в далеком 2008, вскрылась и рухнула (надо сказать, в том числе и не без помощи нашей организации), система огромных административных преград в процессе землеотводов под строительство, где одеяло на себя оттянула местная власть, которая по три раза принимала решения на сессиях горсоветов при утверждении проектов землеотводов, а количество разрешительных процедур по земле дошло до 160. Министр строительства Куйбида взял в разработку всю аналитику, которая поступала в министерство, и провел реформу, упростив порядок землеотведения и закрыв без конкурсов раздачу земли горсоветами в аренду. Бизнес стонал. Мудрость этого хода неясна многим до сих пор. А ведь тогда страна использовала шанс заставить бизнес привести в порядок все ветхие здания, закрыв возможность на неконкурсных основаниях, т е дешево, получать в аренду пустые земельные участки. Возможно стало купить строение и реконструировать или снести, построив на этом месте что-то новое. Так мы начали избавляться от ветхих зданий по всей стране. Время шло. Разрешительные процедуры менялись, строители требовали новых упрощений. Общество сопротивлялось. И вот министром стал бывший губернатор Донецкой области Близнюк. Именно тогда в строительстве начали происходить преинтереснейшие вещи.
Далее я не буду различать по персоналиям Близнюка и Темника, потому что оба эти министра, с моей точки зрения, проводят абсолютно одинаковую политику. Итак, заявляющий о новаторских тенденциях Минрегионстрой, в 2011 начинает реформирование «взад», извращая все наработки предыдущих лет (министры Куйбида, Яцуба) в сторону якобы упрощения разрешительной процедуры в строительстве, в результате чего на сегодняшний день для начала строительства достаточно, имея земельный участок, заказать какой попало проект, в котором могут быть нарушены все нормы, не согласовывая никакие сети (воды, канализации, газа, тепла), которые проходят по площадке, не утверждая нигде проезд техники к стройке, заполнить бланк для декларации, подождать неделю, пока зарегистрируют, и начинать. Это все называлось революционной реформой, где пас подавал Тигипко, а забивал Минрегионстрой. Со временем оказалось, что гол успешно влетел в ворота государства Украина, создавая и наращивая хаос, грозящий весьма серьезными не только общественными, но и вполне физическими последствиями всей стране.
Как сейчас ведется строительство? Де-факто начинать можно вообще без проекта, по наитию, так сказать. Если объект относится к простым 1-3 категории, то экспертиза проектной документации не нужна. Если будут нарушения в проектной документации, то установить их можно уже в процессе или по окончанию строительства, если ГАСК выйдет на проверку по какой-нибудь жалобе. В этой ситуации обяжут устранить и накажут застройщика и строителя, а проектировщика не накажут. Почему? Не предусмотрено полномочиями ГАСКА. Кто может наказать проектировщика за проектирование как попало? Сегодня никто. За проектирование более сложных объектов берутся уже понимая, что на 4-5 категорию нужно проходить экспертизу, но и это не страшно, потому что раньше эту экспертизу проходили в виде утверждения коллегиями местных архитектур, которые являются органами местной и исполнительной власти, а теперь экспертизу может проводить любая частная лицензированная организация. Кто ее накажет, если пропустила нарушения? Никто. Механизма нет. Есть лишение лицензии, есть общий надзор прокуратуры. Но его собираются ликвидировать. Поэтому за ошибки проектировщика будет отвечать заказчик, который ничего в нормах не понимает. Этот заказчик имеет право добровольно заказать экспертизу, но экспертиза ни за что не отвечает, потому что частная, хоть и лицензированная. Поэтому придется, как говорится, поверив проектировщику на слово, подавать декларацию и начинать строить. А там как пойдет. Потом выбегают жители, в домах которых появляются трещины, начинают блокировать стройку. Крики, суды… Но не везде жители так активны. В большинстве случаев строительство «по наитию» проходит на ура, никем не замеченное и никем не контролируемое. Так сегодня живет наша страна, забывшая совсем недавнюю историю развития разрешительной системы в строительстве, стертую с сайта Минрегионстроя рукой новых министров.
А проблема, которую собирался решить, но не решил бывший первый вице-премьер Тигипко, заключалась в том, что раньше у нас проверялась до запятой вся проектная и землеустроительная документация. В основном, органами местного самоуправления. Но проверки длились долго, до 2 лет. Ситуация на площадке строительства успевала измениться (например, поднимались грунтовые воды). А строители приходили и начинали строить так, как будто время с момента очередной подписи-согласования остановилось. Т.е. два года назад здесь был уровень грунтовых вод 6 м. Стоит подпись и печать. Через два года уровень вод может быть 2 м, 3м. Но строить надо по утвержденной документации двухлетней давности. Это становилось опасным. Тигипко провел реформу. Просто и элегантно: ЗУ «Про регулирование градостроительной деятельности» отменил к чертовой матери все согласования проектной документации. И все. Еще раз объясню: они убрали согласования проектной документации в местных архитектурах, оставив только на сложные объекты экспертизу, которую сделали частной. Контролирующий орган для этих экспертных организаций не ввели. Предварительный контроль проектной документации перед строительством аннулирован. Подается декларация или разрешение – и можно начинать строить. Проверку проведут только по жалобе. По своей инициативе ГАСКИ не успевают, потому что штат им никто не увеличил. Т е проблема не решена, она перевернута с точностью до наоборот, но осталась той же – все строят на площадке, которая не исследована, по нормам, которые можно не соблюдать. А дальше пошла игра уже Близнюка-Темника, которая напоминает гонку по вертикали «успеть!»:
- разрешения на строительство на все сложные объекты (4-5 категорий) надо подавать в ГАСК Украины (можно проехаться в Киев, можно почтой). Такой оригинальный подход уничтожает сам смысл существования территориальных инспекций ГАСКА. Кроме того, сами декларации простых объектов (1-3 категорий) ГАСК Украины регистрирует сам, а местные ГАСКи их только принимают и отсылают в Киев. Это то ли очень замаскированная борьба с коррупцией, то ли такая децентрализация, когда на местах оставили право принять бумажку и передать в Киев.
- территориальным инспекциям ГАСКов дают полномочия проверять градостроительные условия и ограничения (выполнение при строительстве). Таким образом эту функцию забирают у местных архитектур. Застройщики могут спать спокойно, не боясь таких проверок, потому что вместе с дополнительными полномочиями местным ГАСКам не расширяют штат и не вводят штатных единиц специалистов в области архитектуры.
- экспертизу проектов передают частным экспертным организациям, за результаты деятельности которых никто не отвечает, т е перекладывая все ошибки проектировщика на застройщика.
- декларативный принцип начала строительства де-факто позволяют строить без всяких проектов, написав в декларации, что проект есть, но запретив проверять ГАСКам, есть ли он на самом деле и не нарушено ли в этом проекте все, что можно.
- Минрегионстрой блокирует принятие нормативного акта «Порядок отмены деклараций на начало строительных работ», давая совершенно специально зеленый свет строительству без норм. Причем, я имею право это утверждать, потому что на нашу жалобу по этому поводу Азарову, нам ответил сам Минрегионстрой, что, мол, примем в августе. Август прошел два месяца назад. Ни о каком документе. Позволяющем ГАСКам отменять декларации на начало строительных работ, если в них обнаружены недостоверные данные, нет и речи. Т е при нарушениях и ошибках документ, позволяющий строить, отменить не может сам ГАСК, потому что Минрегионстрой не разработал и не утвердил на Кабмине порядок такой отмены. ГАСКи только запрещают строительство. Знаете, какой штраф, если продолжить строить? 11 тыс грн.
- но Минрегионстрою и этого мало, поэтому он издает Приказ от 20.05.2013 № 201 (Зареєстровано в Міністерстві юстиції України 5 червня 2013 р. за № 882/23414) «Про затвердження Порядку взаємодії Міністерства регіонального розвитку, удівництва та житлово-комунального господарства України з Державною архітектурно-будівельною інспекцією України», где п 4.1 4.3, 4.6, 4.7 оставляет за собой право отменить любое решение ГАСКа Украины и его территориальных подразделений. Таким образом, забирая все полномочия на Киев под видом борьбы с коррупцией, ГАСК Украины централизует власть в своих руках, а министерство узурпирует право выборочно вмешиваться в деятельность ГАСКа и отменять все, что сочтет нужным. При этом Минрегионстрой Приказом от 20.05.2013 № 201 перебирает на себя функции… кого бы Вы думали? … прокуратуры. Просто потому что собирается проверять акты ГАСКа Украины на предмет их соответствия Конституции и законам.
- Минрегионстрой времен Близнюка открыл и еще один ящик Пандоры. Была издана Настанова №59, где научно-технический совет при Минрегионстрое рекомендовал объекты с котельными относить не все к 5 категории (повышенная опасность), как рекомендовано Постановлениями КМУ №554, 557, а те объекты, на которых есть газовые котельные, делить так: на общественных и жилых зданиях – не повышенной опасности, на остальных – повышенной опасности. Так и получалось, что здание с одной и той же котельной одинаковой мощности, если оно жилое – не объект повышенной опасности, а если производственное или хозпостройка – повышенной опасности. Суды принимали решения, руководствуясь этой Настановой №59, отменяя санкции ГАСКов и признавая объекты с газовыми котельными объектами не повышенной опасности. Мы задали вопрос Минрегионстрою: в чем научность подхода? Знаете что ответили? Что Настанова №59 – это уже не считается, потому что по категориям сложности принят новый ДСТУ. В этом ДСТУ все объекты с газовыми котельными являются объектами повышенной опасности. Логика понятна – газовые котельные взорваться могут, поэтому такие объекты надо ставить на отдельный учет, их строительство проверять. И буквально через один день после вступления в силу этого ДСТУ Минрегионстрой издает письмо, которое уничтожает смысл издания всего ДСТУ по категориям сложности объектов строительства. В письме №7/16-13666 от 02.09.2013 первый заместитель министра строительства Семчук сообщает обладминистрациям, что объекты с котельными до 200 кВТ нужно относить к категории 3 (или ниже). Что делает наша Донецкая ОГА? Замгубернатора Фоменко (отвечает за строительство) утверждает, что письмо расписано на замгубернатора Лукашенко (отвечает за ЖКХ). Лукашенко с этого момента начинает утверждать, что за все отвечает Фоменко, а у Фоменко говорят, что все вопросы к Лукашенко. Это я к тому, что все чиновники понимают, что это письмо министерства – полная липа, что руководствоваться ним нельзя, но с легкой руки замгубернатора Лукашенко это письмо попадает в контролирующие инстанции. И что? Да ничего. Контролирующие инстанции в Донецкой области не собираются выполнять эту глупость, зато суды потирают лапки и уже считают будущие прибыли, потому что письмо открывает путь к легализации объектов повышенной опасности как 1-3 категории (простые объекты). И это все с подачи первого зама министра?
Я сразу оговорюсь, что не считаю, что весь этот строительный кошмар связан со сменой власти. Когда-то министр строительства Яцуба делал громкие заявления, требуя от судов перестать блокировать органы исполнительной власти, подменяя собой контролирующие органы. Суды тогда активно легализовывали направо и налево самострои. Министр строительства Куйбида инициировал полный учет сетей на площадках строительства, потому что картографические базы в стране не обновлялись регулярно. Сразу оговорюсь, что сейчас местонахождение перенесенных застройщиками сетей не знает никто. Так вот, Яцуба был от ПР, Куйбида – от «Нашей Украины». Но их объединяет одно – им было не все равно. Не плевать на страну. Не все равно, что будет с домами вокруг очередной новой стройки. А Близнюку-Темнику фиолетово, извините. Проблема трещин в домах при точечной застройке высотками должна была подвигнуть министерство на СРОЧНУЮ разработку ДБН по расчету изменения давления (натяжения) пластов земной поверхности, потому что такой методики нет, а тяжелые (16 и более этажей) дома тянут нижний пласт, меняют геометрию земной поверхности, и в соседних малоэтажках начинают окна вылетать.
Почему Близнюку-Темнику все равно? Потому что цели и задачи у них, видимо, другие. ДБНы отменены в Российской Федерации с 2007 года. Теперь в этой чудесной северной стране в каждом городе какая-то одна избранная общественная организация сама пишет нормы и контролирует их выполнение. В Сибири, где очень сложные грунты, после этого строить бояться. И вот Близнюк-Темник то ли перепутали, в какой стране живут, то ли вполне осознанно, специально доводят ситуацию с разрешительной системой до хаоса. Надо же как-то людей на протесты поднимать. При этом, Минрегионстрой при Темнике, как и при Близнюке, держит четкую линию по отношению к гражданам «да пошли вы». На наш запрос, почему ГАСК Украины никак не разберется, акт или предписание можно оспаривать в судах, Минрегионстрой нам отвечает (№8/17-919-13 от 14.08.2013), что нарушения ГАСКА не может рассматривать Минрегионстрой. Этот ответ противоречит п 5 пп 28 и п 13 пп 15 «ПОСТАНОВА КМУ від 1 березня 2007 р. № 323 Про утворення Міністерства регіонального розвитку та будівництва України і Міністерства з питань житлово-комунального господарства України», но это мелочи для нынешнего министерства. Я так понимаю, про то, что включение заведомо неправдивой информации в документ – это преступление по ст 366 Уголовного кодекса Украины, они то ли не знают, то ли… Слушаю разговор трех ребят. Один спрашивает, как лучше: вначале построить дом, а потом документы оформить, или оформить документы, а потом строительство начинать. «Ты что! Лучше оформи все. Легализовать самострой потом можно будет только через прокуратуру, а это 80% стоимости всего дома» — предупреждают товарищи. Да, министерство правильно считает. Прокуратура не станет кусать кормящую руку, поэтому в ответах гражданам и рекомендациях обладминистрациям можно писать любую чушь. Уголовно она будет не наказуемой. Ну просто потому, что 80% от стоимости самостроя – это весомый аргумент.
В послесловии расскажу историю, с которой столкнулись сами. Один сосед без согласованного проекта (на момент строительства согласования еще не отменили) построил буквально на голове у другого соседа пристройку с надстройкой. Назовем соседа-строителя – гражданин К. Мы в защиту пострадавшего соседа начали подавать обращения. Дело обрастает слухами, и контролирующие инстанции начинают нам сообщать, что за гражданина К просит СБУ. Мы спрашиваем, в чем угроза Родине, если снесут надстроенное гражданином К? Через некоторое время уже прокуратура вступает в бой и опротестовывает штраф на гражданина К с формулировкой «нарушения не было». При этом другой орган исполнительной власти дает ответ, что проект не согласовывался, и нарушение было. Прокуратура настаивает на том, что не было. И тут нам сообщают, что Киев просил не трогать гражданина К и не замечать его нарушения. У меня один вопрос: всем в стане уже правит СБУ или министерство строительства вместе с ГАСКом Украины последний кусочек хлеба без соли доедают? Домик, о котором я говорю, площадью не больше 200 квадратов в нецентральном районе Донецка на жутковатой улице без асфальтированной дороги. И «Киев просил»? И именно из таких вот «просьб», к сожалению, сегодня, складывается градостроительная политика в нашей стране. При всем моем уважении к государственной власти как таковой, могу лишь сказать: «Это черт знает, что такое, а не порядок». Хотя, нет. Это Россия. Со звонками «важному дяде», «по просьбе», «по блату». Кстати, без норм. Я все понимаю. Прокуратурой Украины в ее сегодняшнем виде руководит Москва. Минрегионстрой Близнюка-Темника из последних сил грохает все нормы и стандарты в строительстве, «шоб как в столице (Москве)». А мы? Куда смотрим мы? Почему молчим, ломаем заборы, бегаем по судам? Мы не видим, кто перед нами?
Когда-то Арсений Яценюк во время своего приезда в Донецк в 2007 году (тогда он делал карьеру еще за счет «Нашей Украины») на вопрос журналистов о мнении Европы сказал примерно следующее: «Да что там европейцы думают? Что мы им расскажем, то и будут думать». Вот я смотрю на сегодняшний день и не могу понять: мы, конечно же, европейцы, но прежде всего мы украинцы. Что ж мы молчим?
Попробуйте на сайте Минрегионстроя найти рубрику «предыдущие министры». Ее нет. Темник и Близнюк, видимо, начали новый отсчет времени в самих себя. А раз никого до них не было, то не было и истории развития строительной отрасли. Так они считают. Попробуем заполнить пробел. Когда-то, в далеком 2008, вскрылась и рухнула (надо сказать, в том числе и не без помощи нашей организации), система огромных административных преград в процессе землеотводов под строительство, где одеяло на себя оттянула местная власть, которая по три раза принимала решения на сессиях горсоветов при утверждении проектов землеотводов, а количество разрешительных процедур по земле дошло до 160. Министр строительства Куйбида взял в разработку всю аналитику, которая поступала в министерство, и провел реформу, упростив порядок землеотведения и закрыв без конкурсов раздачу земли горсоветами в аренду. Бизнес стонал. Мудрость этого хода неясна многим до сих пор. А ведь тогда страна использовала шанс заставить бизнес привести в порядок все ветхие здания, закрыв возможность на неконкурсных основаниях, т е дешево, получать в аренду пустые земельные участки. Возможно стало купить строение и реконструировать или снести, построив на этом месте что-то новое. Так мы начали избавляться от ветхих зданий по всей стране. Время шло. Разрешительные процедуры менялись, строители требовали новых упрощений. Общество сопротивлялось. И вот министром стал бывший губернатор Донецкой области Близнюк. Именно тогда в строительстве начали происходить преинтереснейшие вещи.
Далее я не буду различать по персоналиям Близнюка и Темника, потому что оба эти министра, с моей точки зрения, проводят абсолютно одинаковую политику. Итак, заявляющий о новаторских тенденциях Минрегионстрой, в 2011 начинает реформирование «взад», извращая все наработки предыдущих лет (министры Куйбида, Яцуба) в сторону якобы упрощения разрешительной процедуры в строительстве, в результате чего на сегодняшний день для начала строительства достаточно, имея земельный участок, заказать какой попало проект, в котором могут быть нарушены все нормы, не согласовывая никакие сети (воды, канализации, газа, тепла), которые проходят по площадке, не утверждая нигде проезд техники к стройке, заполнить бланк для декларации, подождать неделю, пока зарегистрируют, и начинать. Это все называлось революционной реформой, где пас подавал Тигипко, а забивал Минрегионстрой. Со временем оказалось, что гол успешно влетел в ворота государства Украина, создавая и наращивая хаос, грозящий весьма серьезными не только общественными, но и вполне физическими последствиями всей стране.
Как сейчас ведется строительство? Де-факто начинать можно вообще без проекта, по наитию, так сказать. Если объект относится к простым 1-3 категории, то экспертиза проектной документации не нужна. Если будут нарушения в проектной документации, то установить их можно уже в процессе или по окончанию строительства, если ГАСК выйдет на проверку по какой-нибудь жалобе. В этой ситуации обяжут устранить и накажут застройщика и строителя, а проектировщика не накажут. Почему? Не предусмотрено полномочиями ГАСКА. Кто может наказать проектировщика за проектирование как попало? Сегодня никто. За проектирование более сложных объектов берутся уже понимая, что на 4-5 категорию нужно проходить экспертизу, но и это не страшно, потому что раньше эту экспертизу проходили в виде утверждения коллегиями местных архитектур, которые являются органами местной и исполнительной власти, а теперь экспертизу может проводить любая частная лицензированная организация. Кто ее накажет, если пропустила нарушения? Никто. Механизма нет. Есть лишение лицензии, есть общий надзор прокуратуры. Но его собираются ликвидировать. Поэтому за ошибки проектировщика будет отвечать заказчик, который ничего в нормах не понимает. Этот заказчик имеет право добровольно заказать экспертизу, но экспертиза ни за что не отвечает, потому что частная, хоть и лицензированная. Поэтому придется, как говорится, поверив проектировщику на слово, подавать декларацию и начинать строить. А там как пойдет. Потом выбегают жители, в домах которых появляются трещины, начинают блокировать стройку. Крики, суды… Но не везде жители так активны. В большинстве случаев строительство «по наитию» проходит на ура, никем не замеченное и никем не контролируемое. Так сегодня живет наша страна, забывшая совсем недавнюю историю развития разрешительной системы в строительстве, стертую с сайта Минрегионстроя рукой новых министров.
А проблема, которую собирался решить, но не решил бывший первый вице-премьер Тигипко, заключалась в том, что раньше у нас проверялась до запятой вся проектная и землеустроительная документация. В основном, органами местного самоуправления. Но проверки длились долго, до 2 лет. Ситуация на площадке строительства успевала измениться (например, поднимались грунтовые воды). А строители приходили и начинали строить так, как будто время с момента очередной подписи-согласования остановилось. Т.е. два года назад здесь был уровень грунтовых вод 6 м. Стоит подпись и печать. Через два года уровень вод может быть 2 м, 3м. Но строить надо по утвержденной документации двухлетней давности. Это становилось опасным. Тигипко провел реформу. Просто и элегантно: ЗУ «Про регулирование градостроительной деятельности» отменил к чертовой матери все согласования проектной документации. И все. Еще раз объясню: они убрали согласования проектной документации в местных архитектурах, оставив только на сложные объекты экспертизу, которую сделали частной. Контролирующий орган для этих экспертных организаций не ввели. Предварительный контроль проектной документации перед строительством аннулирован. Подается декларация или разрешение – и можно начинать строить. Проверку проведут только по жалобе. По своей инициативе ГАСКИ не успевают, потому что штат им никто не увеличил. Т е проблема не решена, она перевернута с точностью до наоборот, но осталась той же – все строят на площадке, которая не исследована, по нормам, которые можно не соблюдать. А дальше пошла игра уже Близнюка-Темника, которая напоминает гонку по вертикали «успеть!»:
- разрешения на строительство на все сложные объекты (4-5 категорий) надо подавать в ГАСК Украины (можно проехаться в Киев, можно почтой). Такой оригинальный подход уничтожает сам смысл существования территориальных инспекций ГАСКА. Кроме того, сами декларации простых объектов (1-3 категорий) ГАСК Украины регистрирует сам, а местные ГАСКи их только принимают и отсылают в Киев. Это то ли очень замаскированная борьба с коррупцией, то ли такая децентрализация, когда на местах оставили право принять бумажку и передать в Киев.
- территориальным инспекциям ГАСКов дают полномочия проверять градостроительные условия и ограничения (выполнение при строительстве). Таким образом эту функцию забирают у местных архитектур. Застройщики могут спать спокойно, не боясь таких проверок, потому что вместе с дополнительными полномочиями местным ГАСКам не расширяют штат и не вводят штатных единиц специалистов в области архитектуры.
- экспертизу проектов передают частным экспертным организациям, за результаты деятельности которых никто не отвечает, т е перекладывая все ошибки проектировщика на застройщика.
- декларативный принцип начала строительства де-факто позволяют строить без всяких проектов, написав в декларации, что проект есть, но запретив проверять ГАСКам, есть ли он на самом деле и не нарушено ли в этом проекте все, что можно.
- Минрегионстрой блокирует принятие нормативного акта «Порядок отмены деклараций на начало строительных работ», давая совершенно специально зеленый свет строительству без норм. Причем, я имею право это утверждать, потому что на нашу жалобу по этому поводу Азарову, нам ответил сам Минрегионстрой, что, мол, примем в августе. Август прошел два месяца назад. Ни о каком документе. Позволяющем ГАСКам отменять декларации на начало строительных работ, если в них обнаружены недостоверные данные, нет и речи. Т е при нарушениях и ошибках документ, позволяющий строить, отменить не может сам ГАСК, потому что Минрегионстрой не разработал и не утвердил на Кабмине порядок такой отмены. ГАСКи только запрещают строительство. Знаете, какой штраф, если продолжить строить? 11 тыс грн.
- но Минрегионстрою и этого мало, поэтому он издает Приказ от 20.05.2013 № 201 (Зареєстровано в Міністерстві юстиції України 5 червня 2013 р. за № 882/23414) «Про затвердження Порядку взаємодії Міністерства регіонального розвитку, удівництва та житлово-комунального господарства України з Державною архітектурно-будівельною інспекцією України», где п 4.1 4.3, 4.6, 4.7 оставляет за собой право отменить любое решение ГАСКа Украины и его территориальных подразделений. Таким образом, забирая все полномочия на Киев под видом борьбы с коррупцией, ГАСК Украины централизует власть в своих руках, а министерство узурпирует право выборочно вмешиваться в деятельность ГАСКа и отменять все, что сочтет нужным. При этом Минрегионстрой Приказом от 20.05.2013 № 201 перебирает на себя функции… кого бы Вы думали? … прокуратуры. Просто потому что собирается проверять акты ГАСКа Украины на предмет их соответствия Конституции и законам.
- Минрегионстрой времен Близнюка открыл и еще один ящик Пандоры. Была издана Настанова №59, где научно-технический совет при Минрегионстрое рекомендовал объекты с котельными относить не все к 5 категории (повышенная опасность), как рекомендовано Постановлениями КМУ №554, 557, а те объекты, на которых есть газовые котельные, делить так: на общественных и жилых зданиях – не повышенной опасности, на остальных – повышенной опасности. Так и получалось, что здание с одной и той же котельной одинаковой мощности, если оно жилое – не объект повышенной опасности, а если производственное или хозпостройка – повышенной опасности. Суды принимали решения, руководствуясь этой Настановой №59, отменяя санкции ГАСКов и признавая объекты с газовыми котельными объектами не повышенной опасности. Мы задали вопрос Минрегионстрою: в чем научность подхода? Знаете что ответили? Что Настанова №59 – это уже не считается, потому что по категориям сложности принят новый ДСТУ. В этом ДСТУ все объекты с газовыми котельными являются объектами повышенной опасности. Логика понятна – газовые котельные взорваться могут, поэтому такие объекты надо ставить на отдельный учет, их строительство проверять. И буквально через один день после вступления в силу этого ДСТУ Минрегионстрой издает письмо, которое уничтожает смысл издания всего ДСТУ по категориям сложности объектов строительства. В письме №7/16-13666 от 02.09.2013 первый заместитель министра строительства Семчук сообщает обладминистрациям, что объекты с котельными до 200 кВТ нужно относить к категории 3 (или ниже). Что делает наша Донецкая ОГА? Замгубернатора Фоменко (отвечает за строительство) утверждает, что письмо расписано на замгубернатора Лукашенко (отвечает за ЖКХ). Лукашенко с этого момента начинает утверждать, что за все отвечает Фоменко, а у Фоменко говорят, что все вопросы к Лукашенко. Это я к тому, что все чиновники понимают, что это письмо министерства – полная липа, что руководствоваться ним нельзя, но с легкой руки замгубернатора Лукашенко это письмо попадает в контролирующие инстанции. И что? Да ничего. Контролирующие инстанции в Донецкой области не собираются выполнять эту глупость, зато суды потирают лапки и уже считают будущие прибыли, потому что письмо открывает путь к легализации объектов повышенной опасности как 1-3 категории (простые объекты). И это все с подачи первого зама министра?
Я сразу оговорюсь, что не считаю, что весь этот строительный кошмар связан со сменой власти. Когда-то министр строительства Яцуба делал громкие заявления, требуя от судов перестать блокировать органы исполнительной власти, подменяя собой контролирующие органы. Суды тогда активно легализовывали направо и налево самострои. Министр строительства Куйбида инициировал полный учет сетей на площадках строительства, потому что картографические базы в стране не обновлялись регулярно. Сразу оговорюсь, что сейчас местонахождение перенесенных застройщиками сетей не знает никто. Так вот, Яцуба был от ПР, Куйбида – от «Нашей Украины». Но их объединяет одно – им было не все равно. Не плевать на страну. Не все равно, что будет с домами вокруг очередной новой стройки. А Близнюку-Темнику фиолетово, извините. Проблема трещин в домах при точечной застройке высотками должна была подвигнуть министерство на СРОЧНУЮ разработку ДБН по расчету изменения давления (натяжения) пластов земной поверхности, потому что такой методики нет, а тяжелые (16 и более этажей) дома тянут нижний пласт, меняют геометрию земной поверхности, и в соседних малоэтажках начинают окна вылетать.
Почему Близнюку-Темнику все равно? Потому что цели и задачи у них, видимо, другие. ДБНы отменены в Российской Федерации с 2007 года. Теперь в этой чудесной северной стране в каждом городе какая-то одна избранная общественная организация сама пишет нормы и контролирует их выполнение. В Сибири, где очень сложные грунты, после этого строить бояться. И вот Близнюк-Темник то ли перепутали, в какой стране живут, то ли вполне осознанно, специально доводят ситуацию с разрешительной системой до хаоса. Надо же как-то людей на протесты поднимать. При этом, Минрегионстрой при Темнике, как и при Близнюке, держит четкую линию по отношению к гражданам «да пошли вы». На наш запрос, почему ГАСК Украины никак не разберется, акт или предписание можно оспаривать в судах, Минрегионстрой нам отвечает (№8/17-919-13 от 14.08.2013), что нарушения ГАСКА не может рассматривать Минрегионстрой. Этот ответ противоречит п 5 пп 28 и п 13 пп 15 «ПОСТАНОВА КМУ від 1 березня 2007 р. № 323 Про утворення Міністерства регіонального розвитку та будівництва України і Міністерства з питань житлово-комунального господарства України», но это мелочи для нынешнего министерства. Я так понимаю, про то, что включение заведомо неправдивой информации в документ – это преступление по ст 366 Уголовного кодекса Украины, они то ли не знают, то ли… Слушаю разговор трех ребят. Один спрашивает, как лучше: вначале построить дом, а потом документы оформить, или оформить документы, а потом строительство начинать. «Ты что! Лучше оформи все. Легализовать самострой потом можно будет только через прокуратуру, а это 80% стоимости всего дома» — предупреждают товарищи. Да, министерство правильно считает. Прокуратура не станет кусать кормящую руку, поэтому в ответах гражданам и рекомендациях обладминистрациям можно писать любую чушь. Уголовно она будет не наказуемой. Ну просто потому, что 80% от стоимости самостроя – это весомый аргумент.
В послесловии расскажу историю, с которой столкнулись сами. Один сосед без согласованного проекта (на момент строительства согласования еще не отменили) построил буквально на голове у другого соседа пристройку с надстройкой. Назовем соседа-строителя – гражданин К. Мы в защиту пострадавшего соседа начали подавать обращения. Дело обрастает слухами, и контролирующие инстанции начинают нам сообщать, что за гражданина К просит СБУ. Мы спрашиваем, в чем угроза Родине, если снесут надстроенное гражданином К? Через некоторое время уже прокуратура вступает в бой и опротестовывает штраф на гражданина К с формулировкой «нарушения не было». При этом другой орган исполнительной власти дает ответ, что проект не согласовывался, и нарушение было. Прокуратура настаивает на том, что не было. И тут нам сообщают, что Киев просил не трогать гражданина К и не замечать его нарушения. У меня один вопрос: всем в стане уже правит СБУ или министерство строительства вместе с ГАСКом Украины последний кусочек хлеба без соли доедают? Домик, о котором я говорю, площадью не больше 200 квадратов в нецентральном районе Донецка на жутковатой улице без асфальтированной дороги. И «Киев просил»? И именно из таких вот «просьб», к сожалению, сегодня, складывается градостроительная политика в нашей стране. При всем моем уважении к государственной власти как таковой, могу лишь сказать: «Это черт знает, что такое, а не порядок». Хотя, нет. Это Россия. Со звонками «важному дяде», «по просьбе», «по блату». Кстати, без норм. Я все понимаю. Прокуратурой Украины в ее сегодняшнем виде руководит Москва. Минрегионстрой Близнюка-Темника из последних сил грохает все нормы и стандарты в строительстве, «шоб как в столице (Москве)». А мы? Куда смотрим мы? Почему молчим, ломаем заборы, бегаем по судам? Мы не видим, кто перед нами?
Когда-то Арсений Яценюк во время своего приезда в Донецк в 2007 году (тогда он делал карьеру еще за счет «Нашей Украины») на вопрос журналистов о мнении Европы сказал примерно следующее: «Да что там европейцы думают? Что мы им расскажем, то и будут думать». Вот я смотрю на сегодняшний день и не могу понять: мы, конечно же, европейцы, но прежде всего мы украинцы. Что ж мы молчим?
Наталья Кашкевич («Спілка будівельників Донбасу») специально для ОРД
http://ord-ua.com
0 коммент. :
Отправить комментарий