В условиях углубления бюджетного кризиса и усиления фискального давления на неолигархический бизнес олигархи избегают уплаты налогов в Украине. Доля основных олигархических отраслей - металлургии и химии - по налогу на прибыль почти в пять раз меньше, чем их вклад в валовой доход экономики.
Украинская экономика уже более года находится в "ЖОПЕ". Каждое предприятие переживает затяжной спад так, как может: переходит в тень, фиксирует убытки, просто останавливает производство. Но не все компании страдают одинаково. Анализ доходов и налогов на прибыль свидетельствует, что неолигархический бизнес должен не только бороться с последствиями кризиса, но и удовлетворять растущие аппетиты фискалов в условиях роста дефицита бюджета. Между тем основные олигархические области работают в режиме максимального налогового благоприятствования.
Доходы исчезают
Кризисные тенденции в экономике проявились задолго до того, как по результатам III квартала прошлого года был зафиксирован спад ВВП ( см. «Устойчивое падение»). В первом полугодии 2012- го рентабельные предприятия показали на 16 % меньше прибыли до налогообложения, чем годом ранее, а нерентабельные нарастили ущерб на 48 %. Хотя такой отрицательный результат касался только промышленности, уже тогда можно было предположить, что впоследствии он распространится и на ряд других секторов. С тех пор общая ситуация с корпоративными прибылями только ухудшается, что уменьшает базу обложения налогом на прибыль предприятий.
"Олигархи показывают сплошные убытки, переводя большую часть доходов в оффшоры"
Однако и в этой общей тенденции есть несколько особых моментов. Сельское хозяйство благодаря высоким ценам на зерно, но вопреки низкому урожаю в прошлом году смогло незначительно увеличить уровень доходности. Но продолжение упомянутой тенденции трудно ожидать в 2013-м, ведь, несмотря на высокий урожай, мы наблюдаем значительное падение цен на зерно. Но даже если бы доходы и выросли, поступления по налогу на прибыль от них не изменились бы, поскольку аграрии платят фиксированный сельскохозяйственный налог.
Украинская экономика уже более года находится в "ЖОПЕ". Каждое предприятие переживает затяжной спад так, как может: переходит в тень, фиксирует убытки, просто останавливает производство. Но не все компании страдают одинаково. Анализ доходов и налогов на прибыль свидетельствует, что неолигархический бизнес должен не только бороться с последствиями кризиса, но и удовлетворять растущие аппетиты фискалов в условиях роста дефицита бюджета. Между тем основные олигархические области работают в режиме максимального налогового благоприятствования.
Доходы исчезают
Кризисные тенденции в экономике проявились задолго до того, как по результатам III квартала прошлого года был зафиксирован спад ВВП ( см. «Устойчивое падение»). В первом полугодии 2012- го рентабельные предприятия показали на 16 % меньше прибыли до налогообложения, чем годом ранее, а нерентабельные нарастили ущерб на 48 %. Хотя такой отрицательный результат касался только промышленности, уже тогда можно было предположить, что впоследствии он распространится и на ряд других секторов. С тех пор общая ситуация с корпоративными прибылями только ухудшается, что уменьшает базу обложения налогом на прибыль предприятий.
"Олигархи показывают сплошные убытки, переводя большую часть доходов в оффшоры"
Однако и в этой общей тенденции есть несколько особых моментов. Сельское хозяйство благодаря высоким ценам на зерно, но вопреки низкому урожаю в прошлом году смогло незначительно увеличить уровень доходности. Но продолжение упомянутой тенденции трудно ожидать в 2013-м, ведь, несмотря на высокий урожай, мы наблюдаем значительное падение цен на зерно. Но даже если бы доходы и выросли, поступления по налогу на прибыль от них не изменились бы, поскольку аграрии платят фиксированный сельскохозяйственный налог.
Неожиданно высокий результат показала финансовая и страховая деятельность 2012 - го прибыль до налогообложения достиг 49 млрд. грн., что на 18 млрд. грн. (59 %) больше, чем годом ранее. Причем 23 млрд. грн. из той суммы было получено в IV квартале. Это наталкивает на размышления, ведь к таким цифрам не причастны ни банки, в которых прибыль до налогообложения выросла лишь на 2,5 млрд. грн. (до 9,7 млрд грн), ни страховые компании, у которых дела не намного лучше. Поскольку с тех сумм платились реальные налоги (2012 - го уплачено на 12 млрд. грн. больше, чем в 2011 -м), то повышение доходов, вероятно, показали холдинговые компании, компании по управлению активами и другие профит -центры. Но уже в первом полугодии 2013 года они отыгрались сполна, ведь финансовая отрасль, несколько уменьшив доходы, существенно нарастила убытки - до 15 млрд. грн. (в семь раз). Это нельзя объяснить правительственными нововведениями вроде акцизного сбора по операциям с ценными бумагами.
Собственно, влияние рецессии на украинский бизнес в первом полугодии 2013 года не ограничивается убыточностью финансового сектора. Практически все отрасли пережили резкий рост убытков до налогообложения, объем которых увеличился на 31% (до 78 млрд. грн.) по сравнению с первой половиной 2012- го. Даже в торговле, которая в течение всего прошлого и части этого года была островком роста, она повысились на 77 % ( до 16 млрд. грн.). Очевидно, что дальше пойдут и уменьшения затраты на оплату труда , и падение продаж, и дальнейшее сокращение базы налогообложения.
После нас хоть потоп
Несмотря на объективное уменьшение базы налогообложения налогом на прибыль предприятий, давление на бизнес со стороны фискалов усиливается - такая тенденция наблюдается уже несколько кварталов. Началось это в прошлом году, когда в течение первых трех кварталов налоговую нагрузку на предприятия было аномально высоким: эффективная ставка налогообложения составила 29% , 36 % и 24 %, что на 4-7 процентных пунктов больше, чем в 2011 - м. В I квартале 2013 - го она еще выросла (до 41 %) . Причем происходит это на фоне снижения основной ставки налога на прибыль, определенного Налоговым кодексом 2010 года, с 23 % в 2011 - м до 19% в 2013-м. Именно эту ставку, как и некоторые другие положительные сдвиги в налоговом законодательстве (например, определенное уменьшение количества налогов и времени на их уплату), власть афиширует перед международными структурами. Однако на деле фискалы сообщают собственную трактовку закона и свои полномочия и фактически занимаются вымогательством, обеспечивая уровень поступлений по налогу на прибыль, непропорционально высокий по сравнению с размером самих доходов. Например, в течение I квартала 2013 года большинство прибыльных средних и крупных предприятий платили не налог на прибыль, а авансовые платежи, рассчитанные пропорционально прибыли, полученной в предыдущем году (за январь - февраль платили 1 / 9 прибыли за три квартала 2012- го, а далее - 1 /12 прибыли за весь прошлый год). Последствия такой новеллы и привели к тому, что в I квартале 2013 - го эффективная ставка налогообложения составила рекордных 41%.
Как бы умело налоговики выжимали деньги из предпринимателей, высокая фискальная нагрузка оказывает на бизнес сокрушительное и долговременное влияние. Во-первых, в таких условиях нет смысла создавать новые предприятия и отрасли - это означает, что выход из рецессии будет зависеть не от нас, а от того, будет ли расти внешний спрос на продукцию уже имеющихся производств. Во-вторых, чрезмерное налоговое бремя вымывает оборотные средства, а когда наступает их дефицит, то обращаются к финансовому сектору, высокие процентные ставки в котором делают невыгодным расширение производства вообще. Оборот прекращается, производство становится, экономическое падение продолжается, налоговая база и дальше сужается. Такую политику продуманной никак не назовешь.
Кто платит
Оказывается, налоговое давление, которое можно отследить в общей статистике, неодинаково высокое для всех. Есть отрасли, которые, несмотря на кризис, вполне комфортно взаимодействуют с фискалами. Это несложно заметить при анализе отраслевого разреза поступлений в бюджет от налога на корпоративные прибыли. А вот на запрос о предоставлении информации по отраслям Миндоходив вообще ответили отговорками. Вероятно, есть что скрывать. Поэтому приходится ограничиваться анализом тех данных, которые есть и которые достаточно точно отражают основные тенденции в налогообложении. Такую оценку налога на прибыль, который в 2011-2012 годах заплатили сектора экономики и отрасли промышленности, было получено после сопоставления опубликованных Госстатом финансовых результатов до налогообложения крупных и средних предприятий (охватывают 83% объема реализованной продукции субъектов хозяйствования) и их чистой прибыли.
Налог на прибыль, уплаченный промышленными предприятиями в 2012 - м, составил 18,9 млрд. грн., что на 7,8 млрд. грн. (29%) меньше, чем годом ранее. Что и неудивительно, ведь прибыль до налогообложения рентабельного бизнеса в промышленности снизился с 107 до 86 млрд. грн., при этом ущерб нерентабельности вырос с 48 до 65 млрд. грн. Неординарность ситуации заключается в том, что эти показатели зафиксированы на фоне роста дохода промышленных предприятий - падение объема производства на 0,5 % компенсировалось повышением цен производителей промышленной продукции на 3,7 %. Итак, должно было увеличиться себестоимость последней. Но поскольку цены на ключевые импортные сырьевые товары, в частности энергоносители, не изменились (в том числе и через неизменный курс гривны), то возникает вопрос о природе такого падения доходов и налоговых поступлений от них. Между тем проблема усугубляется, если в предыдущие кварталы промышленность отсчитывала в бюджет 4-6 млрд. грн. налога на прибыль, то в I квартале текущего года - всего около 2 млрд. грн.
Привилегированная каста
В разрезе отраслей промышленности поступления налога на прибыль также свидетельствует, что в 2012 - м произошло резкое падение объема фискальных платежей от олигархических отраслей экономики (металлургии - на 87 %, химии - почти на 1 /3, добывающей промышленности - на 29%). Всего две наиболее олигархизованые отрасли - металлургия и химия, - получив в прошлом году около 11,3 % всех валовых доходов в украинской экономике, оплатили лишь 2,1 % общего объема налога на прибыль, то есть в пять раз меньше. Причем за металлургией разрыв еще заметнее и достигает 10 раз (8% и 0,8 % соответственно). Основной аргумент : эти отрасли в 2012 - м получили самый большой убыток в промышленности - соответственно 16 и 7 млрд. грн. Поэтому, мол, им не с чего платить налог на прибыль.
Но, если взглянуть на финансовые отчетности компаний, выясняется: причина в том, что значительную, если не львиную долю налогов платят не в Украине, а в офшорах. Например , из всех налогов, уплаченных Интерпайпом Виктора Пинчука в 2012 году, на Украине пришлось лишь 12 %. Остальные 88 % благодаря разнообразным схемам поступила в бюджеты других стран. Другой металлургический гигант, Метинвест, в отличие от Интерпайп в своей отчетности не приводит регионального разреза уплаченного налога на прибыль. Однако если объединить налоги, уплаченные всеми украинскими производственными активами группы (их девять, если не считать МК «Запорожсталь», который Метинвест контролирует с прошлого года), то получится, что из $ 266 млн. налога на прибыль, уплаченного холдингом в прошлом году, всего $ 166 млн. попали в отечественный бюджет, почти исключительно за счет горнодобывающих предприятий.
Проведенный анализ показывает, что экономический спад в Украине является системным и всеобъемлющим: по состоянию на середину 2013 рентабельность снижается практически во всех секторах экономики. Впрочем, разные контрагенты переживают это не одинаково. Олигархи показывают сплошные убытки , переводя большую часть доходов в оффшоры. Это приводит к резкому сокращению поступлений в бюджет от их производственных активов в Украине. Правительство пытается компенсировать недостаток за счет усиления налогового давления на области с преимущественно неолигархических бизнесов. Они вынуждены компенсировать это стремительное сокращение. Так, пищевики в прошлом году нарастили отчисления по налогу на прибыль на 33%, машиностроители уменьшили всего на 8 %, хотя доходы этой отрасли также снизились. Вместе с торговцами (-1% ) и строителями ( +27% ) эти предприниматели образуют ту часть украинского бизнеса, которому приходится выдерживать все большее налоговое давление в условиях роста бюджетного дефицита и уход налогового бремени олигархическими отраслями.
Однако налогом на прибыль с неолигархического бизнеса делом не ограничивается. Последний, в отличии от олигархизованой металлургии и химии, платит еще и львиную долю налога на добавленную стоимость. Между тем олигархи имеют политические рычаги для получения полного возмещения НДС, как с реально экспортируемой продукции, так и, не исключено, по фиктивному экспорту. Так, в 2012 году объем возвращенного государством экспортерам НДС значительно превышал половину всего этого налога, уплаченного украинскими производителями (46 и 83 млрд. грн. соответственно). Наконец, львиную долю фискальных платежей в государственный бюджет вносят граждане Украины не только в виде налога на доходы физических лиц из своих заработных плат (68,4 млрд. грн.), но и в виде НДС на большую часть импортируемых товаров (более 101 600 000 000 грн). Плательщики здесь, миллионы обычных украинцев: представители малого бизнеса, работники медицины и образования, других бюджетных отраслей, на которых как раз и возложена тяжесть наполнения бюджета в условиях углубления экономического кризиса.
Что делать?
Таким образом, олигархи, про «важную» роль, которых в развитии украинской экономики и наполнении бюджета, и золотовалютных резервов, тиражируемых немало мифов, на самом деле остаются привилегированной кастой, фактически не платят налогов. При этом уже собраны в бюджет средства вымываются в пользу приближенных к власти и олигархических структур в процессе глубоких коррупционных госзакупок. То есть экономика напоминает «Титаник», тонет, а власть силой загоняет неолигархический бизнес на нижние палубы, тогда как сама вместе с олигархами бежит вверх к спасательным шлюпкам.
В нынешних условиях Украина нуждается в политике, направленной на обеспечение экономического роста, которая состояла бы из трех главных компонентов.
Во-первых, необходимо прекратить или хотя бы максимально ограничить коррупцию в процессе госзакупок, общий объем которых ежегодно значительно превышает объемы налоговых поступлений .
Во-вторых, расширять базу, лишить индульгенции от уплаты налогов приближен к власти олигархический бизнес и при этом снижать эффективную ставку налогообложения предпринимательства вообще, чтобы способствовать развитию.
В-третьих, следует перейти от профанации, что наблюдается в последнее время, в реальной противодействия схемам вывода прибыли и капитала за границу. Мировой опыт дает примеры, как можно успешно реализовывать каждое из названных задач. Однако здесь не хватает главного - политической воли власти и изменения олигархической модели украинской экономики на реально рыночную. Очевидно, что при нынешнем режиме это невозможно.
0 коммент. :
Отправить комментарий