Речь, естественно, не о том, что некие супостаты окружили российскую столицу с целью то ли отнять, то ли изничтожить ее. Речь – о тактике, проецирующейся, впрочем, на стратегическую перспективу. Так вот, наступает или обороняется путинская РФ? В резко, даже неожиданно изменившихся реалиях осени-2013? А что, кстати, произошло, что позволяет говорить об изменении на геополитических полях? Попытаться рассмотреть это – небезынтересно.
Боевую терминологию – «наступление», «оборона», приходится употреблять вынужденно. Исходя из того, что Кремль все глубже ввязывается в межгосударственные действия, воистину военные. Хорошо хоть – без применения оружия (добавить слово – «пока»?.. Или – понадеяться, что коллективный разум 21-го столетия, и Божье милосердие охраняют от Третьей мировой?).
«От советского Информбюро», да и только. Маршал Онищенко, грудью на амбразуру, остановил вражий десант из Польши и Молдовы. Командование приняло решение – на фиг заминировать дороги, по которым «підступно» продвигались вглубь необъятной России украинские вагоны…
Собственно, так оно и есть.
На днях Роспотребнадзор тормознул на границе Российской Федерации около пятидесяти тонн экспортируемых Польшей груш и яблок.
Чуть ранее – стопнули молдовские вина и коньяки.
Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте РФ сообщил: остановлено действие сертификата украинского Крюковского вагоностроительного завода, его продукция не будет поставляться в Россию.
Так постойте, может, и вправду, речь идет о категорически некачественных товарах, защитить потребителя от коих – прямая обязанность соответствующих государственных структур, что и делает РФ?
В каждом частном случае отказа от экспорта определенного вида продукции – это вполне может иметь место. Да и не исключен, (опять-таки, в каждом отдельном случае), аспект защиты отечественного производителя, вполне похвальный с точки зрения государственных интересов.
Но в данной ситуации – массированный разрыв Москвой привычных торговых отношений – выглядит политически окрашенным.
Хотя бы в приведенных, последних по времени, происшествиях.
Претензии к качеству отдельно взятой, возможно, и вправду, подпорченной партии польских плодов, высказаны главой Роспотребсоюза Геннадием Онищенко как-то размыто и враждебно. А главное – глобально, мол, не в этом конкретном яблочке нитраты с червячком, а вообще, нам яблоки «от криминалитета» рот вязут-с. «Работают какие-то нелегальные, а часто криминальные схемы, когда в Польшу привозится продукция, которая потом оформляется как будто польская, и через Беларусь попадает на российский рынок».
О том, что россиянам отныне — не промочить горло молдовским питьем, сказано тоже резко, и не о качестве в первую голову, а «мы не намерены выполнять роль няньки для их экономики».
А с крюковскими грузовыми вагонами – дело в следующем. Информационный повод прекращения сертификации состоит в том, что грузовой состав потерпел аварию из-за поломки боковой рамы вагона. Рама – китайского производства, но вагон поставлен Украиной, так что все справедливо, ей и нести ответственность.
Но есть, так сказать, закавыка. «Виновный» вагон, он 2010 года создания. Тогда вагоностроительная продукция Украины не была еще сертифицирована Россией. Поэтому, согласитесь, тут немало вопросов. Может, после сертификации, разработанной именно с целью импорта вагонов, российским службам стоило бы проверить качество уже поставленных – с точки зрения прогрессивных положений сертификации? Или – после аварии, можно было бы прислать комиссию в Кременчуг, и рутинно, без демаршей, проверить соответствие продукции российским сертификационным нормам? Да более того, может, вагончик износился уже в ходе эксплуатации?
Но все это, (и многое прочее, в рабочем порядке), могло бы стоять на повестке дня, причем, сугубо для узких специалистов – если бы речь не шла о том, что такие войнушки России вызваны не торговой прагматикой, а политическим надрывом…
Надрыв, в последние месяцы сползающий к публичному истероиду, в свою очередь, вызван глобальной «непокорностью» постсоветского пространства – Кремлю.
Та же Молдова категорически предпочла Таможенному союзу – зону свободной торговли с ЕС, парафировав соответствующее соглашение.
Украина, как известно, не только неожиданно, но прямо таки категорически изменила риторику власти что касается геополитического вектора развития. И вдруг принялась продвигаться именно по этому вектору.
Ну, а злокозненная «Поляндия», она то и делает, что подталкивает этих взбунтовавшихся вассалов – подальше от неоэсэсэрии.
При этом следует принять во внимание, что главная фишка Путина-3, лелеющего мечты стать Путиным-4 – содержится именно в экспансионистском развитии, если это можно назвать цивилизованным словом «развитие».
То есть – он хочет укрепиться при власти, и, соответственно, в истории государства Российского не как лидер, намазавший побольше масла на кусок хлеба «населения».
И не как правитель, решившийся на прощание со своим креслом зачать на нем демократию – вместо порожденного им же уродца под названием «демократия управляемая».
А – в соответствии с классическим, ментальным фундаментом Московской империи. В качестве собирателя земель. Чтобы гордость за «присоединили-покорили-замирили» заменила обывателю блага цивилизации.
Что ж, Путин – ставит на привычную карту. Ведь не зря сказал в свое время Евтушенко: «Бедняков, доведенных до скотства,
Обучают и царь, и кабак –
Чувству собственного превосходства:
Ты – босяк, ну, а все же – русак!».
Впрочем, выигрышна ли подобная ставка Владимира Путина в условиях России 21-го века, и 21-го века вообще – это его, путинское дело. И дело – России.
А дело, касающееся непосредственно нас – это сегодняшняя эскалация кремлевской нетерпимости к государствам, выходящим из-под влияния бывшей (и, в мечтах, будущей) метрополии.
Ну, чем в Кремле недовольны – пожалуй, понятно и без этих заметок. Интересней другое: может, как раз наоборот, и торговые, и информационные, вправду – зашкаливающие в последнее время атаки Москвы — следует назвать наступлением?
Год, полгода назад, да что там – этим летом, так оно и выглядело. А сейчас – кое-что изменилось. И, в соответствии с изменениями, действия российской власти выглядят, вот именно, обороной.
И, знаете ли, не потому, что на бедняжку Россию напали, и ей ничего не остается. Если и «напали», то невольно. Потому что зримо, а не теоретически, выяснилось, что суверенные интересы сопредельных государств, а также интересы объединенной Европы в качестве межгосударственного (не «над», а «меж»!) альянса – это ни много, ни мало, а «территория России». Которую она, соответственно, и пытается защитить, да что там, захватить.
А – не дают. Попытки московских атак наталкиваются на контратаки. Экономика РФ базируется на экспорте энергоносителей? Так вот, событие последних дней. Страны бывшего соцлагеря не собираются плясать под «трубу».
Президент Болгарии Росен Плевнелиев заявил, что Болгария планирует в ближайшие годы сократить часть российского газа до 50% от общего объема потребляемого. «В 2009 году газовый конфликт между Россией и Украиной привел к прекращению поставок на две недели, что подчеркнуло необходимость обеспечить диверсификацию поставок, независимость от сырья из РФ».
Тем временем, уже сегодня Булгаргаз подписал новый контракт с Газпромом, где цена топлива уменьшена на 20%, а объем обязательной закупки – на 10%.
Ранее снижения цен, в том числе, через «неполитические» международные судебные тяжбы, добились Польша, страны Балтии.
Янучарская Украина, вместо этого, получила «воду без газа» по результатам Харьковского пакта? Да уж. Но если процесс пойдет в правильном направлении, и здесь не все безнадежно.
На днях Янукович «спромігся» в интервью информагентству США на слова: «самая главная проблема в отношениях Украины и России состоит в том, что Россия использует энергетическую сферу для давления на Украину. Мы слышим эти угрозы и даже некоторые унижения (надо же! Наконец услышали – В.А.) со стороны СМИ. Это не поможет нашим отношениям, и не будет способствовать хорошему имиджу России».
А чуть раньше — министр энергетики Украины Эдуард Ставицкий заявил, что мы не будем брать огромный кредит у РФ, чтобы, как предполагалось ранее, заплатить за российский газ…российскими же, одолженными у России, деньгами. А в начале сентября Еврокомиссия по вопросам энергетики приняла решение по просьбе Украины рассмотреть в рамках Энергетической хартии вопрос о возможности «виртуального реверса» российского газа из Словакии.
И заметимте, в констатации того, что энергетический экспорт, основа благополучия РФ, теряет угрожающую безвариантность для ряда стран – нет ничего от злорадства, пусть, мол, москалям будет туго, дровишками согреемся, лишь бы у них не купить. Если и есть в нынешних процессах политическая составляющая – то лишь по вынужденному случаю. От российского наполнения «трубы» пытаются оторваться не потому, что газ не того цвета. А потому, что Россия газом не только торгует, но пытается душить для достижения своих политических целей.
Да, как говорит русская же меткая поговорка, «пошедши по шерсть, можешь вернуться бритым»…
24 сентября профильный комитет Европарламента поддержал запрос парламентария Яцека Сариуш-Вольского. ЕС не убирает с повестки дня указание на недопустимость давления Москвы на страны Восточного партнерства. В запросе – предложение проверить на полноту соответствия европейским законам деятельность всех российских компаний, в частности, энергетических. Предлагается также ввести «зеркальное» ограничение на импорт российских товаров, аналогично мерам РФ, направленным против стран Восточного партнерства.
Так же, как трудно поверить в то, что Россия в одночасье озаботилась массой разнообразнейшего импорта исключительно в силу его качественных параметров, а не в рамках «войны» — сложно предположить, что Европа в одночасье же прозрела что касается московского давления. Что же тогда произошло?
Можно посмеяться (поскольку Украина, к сожалению, пока не является сильным геополитическим игроком), а можно – посмотреть на реалии.
И убедиться – да, наше отечество в данном случае послужило «спусковым крючком».
Раша воистину лишканула с атакой на Хохляндию. Тут и настиг ее «зеркальный» ответ Европы. Уж больно показательно выглядела атака, а если попустить агрессору, то…все под Богом ходят.
В Белокаменной, тем временем, плач по Украине. Известный российский экономист Михаил Делягин констатирует в прессе: все боле приближающееся Соглашение Украина-ЕС, это «стратегическая неудача России». «Бжезинский писал, что без Украины даже самая сильная Россия – не более чем региональная держава, а с Украиной – даже самая слабая Россия – держава мирового уровня».
Кстати, Украина, она и вправду, для России – государство кармическое.
Не только потому, что Московию «сделал» не лучший сын киевского князя, сосланный подале Юрик Долгорукий.
Не потому, что само гордое свое название — государство, называвшееся Московией (от мордовского «московь»-«сырость»), прихватизировало от Киевской Руси. История у каждого государства – пестренькая, и упрекать древними поворотами сюжета никого негоже.
А, пожалуй, по моментам вполне современным. Потому как если бы Украины не было в Беловежской пуще в 1991-м, история последней империи Евразии, наверное, развернулась бы по-другому. То есть – империя бы не устояла, конечно, не те времена. Но, возможно, развалилась бы позже. Не исключено, что не с локальной вильнюсской и карабахской, а с всеохватывающей кровью.
И сегодня, амбициозный проект Евроазиатского союза, по словам самих же россиян, без Украины – попросту невозможен.
Так что, пошло радоваться, что у соседа корова дохнет? Впрочем – вопрос, какая корова? Если кормилица, для которой сосед складирует сено со своей законной территории, то радоваться некрасиво.
А если корова, возмечтавшая весь свет забодать? Оно конечно, можно и вздохнуть с облегчением.
Но, пожалуй, не Украине. Поскольку для нас – самое главное, не теоретическое удовлетворение от пассивного созерцания трещины в московских неоимперских планах.
Главное – не с захватническими, кстати, несвойственными украинской ментальности, планами, а целью, «в своїй хаті – своя правда», попытаться на этом, чуть более благоприятном фоне , ускорить создание государства, независимого и цивилизованного. Не декларативно, а наконец-то – по-настоящему.
Потому что когда Москва вынуждена обороняться, а не наступать, это и вправду, редкостный исторический шанс. Мы используем его? Или, извините, прокакаем?..
Виктория АНДРЕЕВА. «ОРД»
http://ord-ua.com